среда, 18 ноября 2009 г.

Омар Хайям ( рубаи )

Когда я молод был, все тайны бытия,

Казалось, я раскрыл. Ах, ошибался я!

Мне разум гоаорит: "Ты ничего не понял,

Бесплодной и пустой прошла вся жизнь твоя".

От страха смерти я , поверьте мне, далек:

Страшнее жизни что мне приготовил рок?

Я душу получил на подерженье только

И возвращу ее, когда наступит срок.

"Как там в мире ином?" - я спросил старика,

Утешаясь вином в уголке погребка.

"Пей - ответил. - Дорога туда далека.

Из ушедших никто не вернулся пока".

Удивленья достойны поступки Творца!

Переполнены горечью наши сердца:

Мы уходим из этого мира, не зная

Ни начала, ни смысла его, ни конца.

Хорошо, если платье твое без прорех.

И о хлебе насущном подумать не грех.

А всего остального и даром не надо -

Жизнь дороже богатства и почестей всех.

На чьем столе вино, и сладости, и плов?

Сырого неуча. Да, рок - увы - таков!

Турецкие глаза - красивейшие в мире -

Находим у кого? Обычно у рабов.

Шейх блудницу стыдил:"Ты, беспутная, пьешь,

Всем желающим тело свое продаешь!"

"Я, - сказала блудница, - и вправду такая,

Тот ли ты, за кого мне себя выдаешь?"

Я раскаянья полон на старости лет.

Нет прощения мне, оправдания нет.

Я, безумец, не слушался Божьих велений -

Делал все, чтобы только нарушить запрет!

Ты не верь измышленьям непьющих тихонь,

Будто пьяниц в аду ожидает огонь.

Если место в аду для влюбленных и пьяниц -

Рай окажется завтра пустым, как ладонь.

Нищий мнит себя шахом, напившись вина,

Львом лисица становится, если пьяна.

Захмелевшая старость беспечна, как старость.

Опьяневшая юность, как старость, умна.

Жизнь уходит из рук, надвигатся тьма,

Смерть терзает сердца и кромсает тела.

Возвратившихся нет из загробного мира,

У кого бы мне справиться: как там дела?

Ты, Всевышний, по-моему, жаден и стар,

Иы наносишь рабу за ударом удар.

Рай - награда безгрешным за их послушанье.

Дал бы что - нибудь мне не в награду, а в дар!

Книга жизни моей перелистана - жаль!

От весны, от веселья осталась печаль,

Юность - птица: не помню, когда прилетела

И когда унеслась, легкокрылая, вдаль.

Тот, кто мир преподносит счастливчикам в дар,

Остальным - за ударом наносит удар.

Не горюй, если меньше других веселился,

Будь доволен, что меньше других пострадал.

Не горюй, что забудется имя твое.

Пусть тебя утешает хмельное питье.

До того как суставы твои распадутся -

Утешвйся с любимой, лаская ее.

Комментариев нет:

Отправить комментарий