понедельник, 9 ноября 2009 г.

о редакционной политике

Чертовски приятно иметь френдов в количестве примерно штук пять или семь, которые при любом удобном случае восклицают: пиши книгу!
Книгу я писать, конечно, не буду -- и теперь даже уже поняла почему. Цитирую, с любезного разрешения, подзамочную запись drimarondo:
"Ну да, да, я книжку прочитала. Сборник таких вот статей, написанных в разные последние годы, само собой. Прочитала и поняла: мне не нравится. Мне не нравится сам подход. Вот каждое отдельное эссе мне нравится. Еще больше оно бы мне понравилось, если бы я его прочитала, скажем, в журнале. Или в живом журнале. Или еще где, но чтобы раз в неделю читать такие вот милые записки на салфетках, сегодня удачные, завтра не очень, а вчера так вообще обалдеть как здорово написано, прямо хоть звони или пиши автору да восхищайся.
Вот тут, собственно, и затык.
Эта небрежность и легкость танцевания на цыпочках, словесная мазурка со множеством фигур, которую вытанцоывают эссеисты в каждом эссе, не требует сохранения. Мазурка сиюминутна, и прелесть паркета, треснувшего под каблуком, прелестна только в ту секунду, когда он треснул. Оставлять эту паркетину в веках бессмысленно. Она не передаст чуда той мазурки, в которой она прогнулась и хрустнула, разлетелись щепки, дрогнули скрипачи, блеснул глазами не успевший не то что остановиться - заметить, что произошло, танцор. Увидеть эту половицу двести лет спустя - не воскликнешь уже: "Ах, Алексей Николаич!" или "Орел, поручик!" или "Побойтесь бога, ваше сиятельство!", а если и воскликнешь - зачем, собственно. Все воскликнуто до тебя, а поручик уже давно забыл и про мазурку, и про половицу.
И кажется мне, что эссеистика тихо подтачивает литературу. Слово - нет, совсем нет, с ним все в порядке, оно живое, живее многих других, романных и стихотворных. А вот литературу как способ разговора с вечностью - да. Потому что эссеист не говорит с вечностью. Никакой эссеист не говорит с вечностью, кроме самых гениальных, которые что бы ни делали, все на космическом уровне, - а обычный эссеист говорит с календарем, с погодой, с редактором, корректором, собственной бабушкой и тем мужиком в кепке, который вчера пропустил его в третьем ряду. С горизонталью он говорит, с днем нынешним и только нынешним, не вчерашним и не завтрашним, даже не с днем выхода текста к читателю, он говорит только с моментом, в который пишется текст. И он забывает, как говорить с вертикалью, сначала как, потом и о чем, потом и потребность исчезает, и бывает, поднимешь голову - батюшки, это же... это же... это же... впрочем, не будем об этом, некогда, потом, сейчас по горизонтали, две шаги налево-две шаги направо, раз-два-три, раз-два-три."
Так что не будет вам книги (это я себе говорю на самом деле, потому что нефиг, нефиг потому что!), а вот зато пока я болела -- начала понемножку расставлять тэги по всему своему жж, в особенности тэг "и другие веселые истории". Они не очень веселые в основном, но по крайней мере -- какие-никакие истории, а не то чтобы совсем уж эссе.
Ну и вот юзерпик нарисовала с намордничком. Надо было раньше, конечно, -- но пока болела, очень было неохота глаза ломать.

С целью поддержания и развития петербургских литературных традиций Центр современной

10 ноября, 19:00

 Вручение премии Гоголя

 С целью поддержания и развития петербургских литературных  традиций Центр современной литературы и книги на Васильевском и Ассоциация "Живая классика" при поддержке Администрации Санкт-Петербурга проводят Петербургский литературный фестиваль "Невский проспект" при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со средствами массовой информации Правительства Санкт-Петербурга.

 В программу Фестиваля входили литературные выступления, театрализованные представления, встречи с авторами, проведение литературных конкурсов.

Премии имени Гоголя, имени Ахматовой, имени Заболоцкого, имени Маршака вручаются в Петербурге с 2004 года. За пять лет существования фестиваля, премии и дипломы присуждены и вручены более чем 50 авторам. Среди них Александр Мелихов, Вячеслав Рыбаков, Валерий Воскобойников, Алла Драбкина, Александр Житинский, Евгений Лукин, Сергей Махотин, Сергей Носов, Елена Шварц и др.


Премия присуждается за лучшие прозаические произведения, написанные на русском языке, и вручается по семи номинациям, названным по заголовкам повестей Гоголя:

Номинация «Шинель» - за лучшее прозаическое произведение традиционного жанра;

Номинация «Вий» - за лучшее фантастическое произведение;

Номинация «Нос» - за лучшее юмористическое или сатирическое произведение;

Номинация «Тарас Бульба» - за лучшее произведение приключенческого жанра (в этом году не присуждается);

Номинация «Старосветские помещики» - за лучший любовно-семейный роман;

Номинация «Невский проспект» - за лучшее сочинение о Петербурге;

Номинация «Портрет» - за лучшее произведение нон-фикшн;

Состав жюри меняется каждый год, в 2009г в жюри вошли: Илья Бояшов, прозаик; Павел Крусанов, прозаик; Самуил Лурье, литературовед; Евгений Мякишев, поэт; Сергей Носов, прозаик; Михаил Яснов, детский писатель.


Победители награждаются ценными подарками и дипломами. Денежное наполнение премии равняется 80 рублям серебром (стоимость шинели Акакия Акакиевича Башмачкина).


Вход свободный!

Рыца, поциэнт и другие

"Установочные диктанты для выявления уровня знаний первокурсников мы пишем каждый год. Обычно с ними не справляются 3-4 человека. Но результаты этого года оказались чудовищными. Из 229 первокурсников на страницу текста сделали 8 и меньше ошибок лишь 18%. Остальные 82%, включая 15 стобалльников ЕГЭ, сделали в среднем по 24-25 ошибок. Практически в каждом слове по 3-4 ошибки, искажающие его смысл до неузнаваемости. Вот что такое, например, по-вашему, рыца? Рыться. Или, скажем, поциэнт (пациент), удастса (удастся), врочи (врачи), нез наю (не знаю), генирал, через-чюр, оррестовать. Причем все это перлы студентов из сильных 101-й и 102-й групп газетного отделения. Так сказать, элита. А между тем 10% написанных ими в диктанте слов таковыми не являются. Это скорее наскальные знаки, чем письмо. Знаете, я 20 лет даю диктанты, но такого никогда не видела. Храню все диктанты как вещдок. По сути дела, в этом году мы набрали инопланетян", - рассказывает доцент кафедры стилистики русского языка журфака МГУ Анастасия Николаева. Главной бедой преподаватели считают ЕГЭ: "По словам первокурсников, последние три года в школе они не читали книг и не писали диктантов с сочинениями - все время лишь тренировались вставлять пропущенные буквы и ставить галочки. В итоге они не умеют не только писать, но и читать: просьба прочесть коротенький отрывок из книги ставит их в тупик".
Хочу спросить френдов-педагогов: а как у нас? "Наше" ЦТ ввели раньше, чем "ихнее" ЕГЭ - ну и как результаты? Отличается ли уровень сегодняшних первокурсников от того арсенала знаний, с которым штурмовали цитадели науки лет 10 назад?