пятница, 28 августа 2009 г.

Церковь и пустота.Протоиерей Алексий Уминский

Что мы вкладываем в понятие православного воспитания?
Оглядываясь на последние 20 с лишним лет, мы понимаем, что мир сильно изменился и продолжает катастрофически быстро меняться. Есть вещи, которые уже трудно повернуть вспять или поставить на их прежние места. Но мир меняется не последние 20 лет, - мир меняется давно; наверное, прошлое столетие стало кардинальным в изменении картины мира. В первую очередь этому способствовали колоссальные войны и революции. Но самая главная революция, которая за это время произошла, - это революция общественного сознания, затронувшая всё человечество, и культурное, и даже не совсем цивилизованное. Так или иначе этот сдвиг касается и нас, православных христиан.
Что случилось? Что происходит в последнее время? Переоценивается жизнь как таковая, и более всего теряет ценность сам человек - и в своих собственных глазах, и в общественном сознании; человек как личность, человек-индивидуум, человек как образ и подобие Божие обесценивается. Параллельно происходит и ещё один процесс, связанный с этим очень серьёзно, - всё обессмысливается. Предаётся забвению то, чем осознавало себя человечество благодаря приходу Христа в мир.
Мир был осмыслен, потому что в мир пришло Слово Божие, Божественный Логос. Слово стало плотью, и Оно стало главенствовать в человеческом обществе; Евангелие сформировало человеческое сознание последних двух тысячелетий. Христианство осмыслило человеческое существование на Земле, подняло ценность человека на невообразимую высоту, которой до этого не было никогда в мире. И эту ценность человека и человечества отражала культура во всех её проявлениях.
Сейчас же происходит обратный процесс, он катастрофически, обвально идёт вниз. Человек потерял веру, а значит, и смысл, и всякую ценность, потому что если человек не связан с Богом, то он ровно ничего не стоит. В этом случае человек - это только механизм, только инструмент или винтик, работающий в общей машине ради определённых благ. Знание заменяется информацией. Культура познания, культура жизни, в которой человек пытается выражать самые глубокие и серьёзные смыслы, полностью подменяется культурой игры, культурой развлечений. И то, что происходит сейчас, есть пришествие пустоты в мир.
Казалось бы, Церковь - это место, которое хранит смыслы, которое взращивает и оберегает культуру смысла. На пороге Церкви должно кончаться безумие, в котором пребывает современный мир. Но современное христианство оказалось настолько заражённым, подвластным и уже воспитанным в этой культуре распада, что и мы, приходя в Церковь (а мы же в основном христиане новые, недавние, а не традиционно воспринявшие для себя христианство как плоть и кровь), несём в себе следы этой всеобщей опустошённости. Происходит потеря ценностей, потеря смыслов, и в этом процессе на место смысла встаёт некая схема.
Христианство: жизнь или схема?
Приходя в Церковь и становясь христианами, мы часто идём по очень простому и лёгкому пути, не осознавая, не вычленяя, не осмысливая до конца то, что с нами происходит. Бывает так, что на вопрос «Почему мы христиане? Почему мы православные? Что для нас значит верить в Бога?» мы не можем ничего толком сказать. Это только знак того, что мы не приучены во всём искать смысл, отвечать за каждое слово. Мы уже в каком-то смысле продукты пустоты, продукты бессмыслицы. Скажем, многие из нас жили в советское время - время, когда смыслы были затемнены, оболганы и изуродованы; очень многие настоящие смыслы уходили, прятались, а вместо них подавалась ложь, иллюзия, фальшивка. Всё это сейчас очень востребовано, как ни странно, - оказалось, что даже ценности советского общества были более осмысленны, чем то, ради чего люди живут сейчас. Парадокс, но тем не менее это так.
Мы не приучили себя задавать вопросов и искать правильных ответов; мы привыкли пользоваться готовеньким, тем, что нам предлагают, и принимать это легко и просто, не оценивая и не осмысляя. Когда мы приходим в Церковь, с нами из-за этого начинают происходить неприятные вещи. Мы не утруждаем себя поиском смыслов нашей духовной жизни, значения наших поступков, нашей молитвы, нашего участия в Евхаристии, в богослужении, нашего участия в жизни церковной и приходской. Мы ищем схему, и последствия этого бывают страшными и катастрофическими - особенно когда дело касается воспитания наших детей в вере. Мы, оказывается, не веру им передаём, а передаём уже схему. То, что было живым для нас, взрослых людей, пришедших в Церковь с багажом определённого жизненного опыта, пройдя какой-то путь осознания, понимания самого себя и даже покаяния (ведь покаяние есть один из глубочайших моментов именно осмысления своей жизни в Боге, и именно покаяние даёт человеку возможность по-настоящему себя увидеть, осознать, осмыслить, оценить), - всё это «на выходе», то есть при попытке передать наш опыт следующему поколению, часто оказывается мёртвым.
Когда мы переходим к тому, чтобы что-то передать другому, мы это делаем в виде некоей схемы, и. часто очень неудачной. Скажем, придя к Богу в моменты осмысленные и осознанные, мы потом всё очень быстро превращаем сами для себя в лёгкий путь, то есть в схему. Например, исповедь, которая для многих превратилась именно в такую схему. И вот, мы читаем книги с бесконечным перечислением грехов, составляем списки грехов, как будто заполняем квитанцию в прачечную, стараемся, чтобы эти грехи были как можно подробнее перечислены и высказаны священнику, превращаем саму исповедь в пропуск к причастию: то есть вместо покаяния формируем схему, забывая о главном - о смысле покаяния. Когда дело касается молитвы, мы запираем молитву только в молитвенное правило и не осознаём - почему оно такое? Почему оно состоит из этих молитв? Зачем нам их читать? Что значит три канона? Что значит то или иное слово? Часто мы читаем слова, смысл которых не понимаем. Например, каждый вечер мы каемся в мшелоимстве, но что это такое, подавляющее большинство не знает, и самое горькое - не утруждает себя тем, чтобы это узнать. Это один из маленьких примеров.
Между «можно» и «нельзя»
За каждое праздное слово, говорит нам Евангелие, мы дадим ответ на Страшном суде, в нашей жизни не должно быть пустоты. Наша религиозная жизнь, наше Православие, к сожалению, часто строится на этих двух названных параметрах, но к жизни в Боге это никакого отношения не имеет, хотя часто становится доминантой жизни христианина. Такое представление о христианстве - когда почти ничего нельзя - складывается у наших детей. Эта схема приходит вместо духовной жизни, вместо любви, вместо живого отношения человека и Бога. Это становится главным вопросом поста - что постом можно, что постом нельзя. Разве же в этом смысл поста?
Если мы зададимся этим вопросом, то отбросим раз и навсегда эту схему «можно-нельзя» и не будем мучить батюшку на исповеди тем, что «я в какой-то день был в гостях и съел кусочек рыбы», «мне пришлось выпить глоточек вина», «мне пришлось то сделать„. Какое это имеет отношение к посту? Пост - это не когда «можно-нельзя». Пост - это путь твоей борьбы с грехом прежде всего, путь преодоления себя, путь победы над самим собой. А всё остальное - это средства, какими ты пользуешься. Вот тебе удобнее сейчас этим средством воспользоваться, или другим, или тем, который предлагает Церковь в своём Уставе. Но мы должны понять, что Устав - это тоже схема. Любая схема, не наполненная содержанием и смыслом, калечит человека, препятствует его духовному росту, как то же молитвенное правило может человеку помогать, а может его калечить. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет, что нельзя быть рабом молитвенного правила, потому что не человек для правила, а правило для человека, для помощи человеку. Если мы загоняем духовную жизнь в схему, не осмысляя её, это, конечно, может сильно искалечить нашу душу. Ведь когда писался устав о посте в монастырях Феодора Студита, Саввы Освященного в Иерусалиме - 1000 лет назад или больше - этот устав никак не мог учитывать, что в наше время будет телевизор, компьютер, информационные технологии, реклама, рок- и поп-музыка и так далее. Монахи составляли этот устав для себя, для жизни внутри монастыря. И поэтому он не охватывает тех сфер жизни, в которых мы сейчас живём. Было бы странно, исполняя устав, в среду и пятницу отказываться от растительного масла, но включать сериал «Моя какая-то няня» или что-то ещё, потому что об этом не написано.
Воспитание как осмысление жизни семьи.
Когда мы начинаем воспитывать наших детей в Православии, мы опять ищем для себя удобные схемы. Что правильно? что неправильно? Какую бы нам схему найти, чтобы заработало, чтобы стало всё по-нашему, по-православному? Чтобы у нас было не просто воспитание, а - православное воспитание, не просто образование, а православное образование. Где эта схема, дайте нам её! Конечно, жадно ищущий находит эти схемы, бывает, что и такие, которые способны вообще изуродовать человеческую жизнь. Недавно к нам в гимназию приходили люди из общества «Православные роды». Они утверждают, что православная женщина не может делать кесарево сечение или пользоваться обезболиванием во время родов. Почему? А потому что, оказывается, «в муках должны рожать, а если не мучаешься, то плохо - ребёнок родится без совести». В этом обществе распространены идеи священника Анатолия Гармаева. Его книги о семейном православном воспитании полны подобных схем и поэтому необыкновенно популярны. А вообще-то от этого становится страшно. Вот, например, он говорит, что православная семья начинается с седьмого ребёнка, «семь-я». Выходит, что если в семье нет семи детей - то это не православная семья.
Перечислять такие вещи можно очень долго - много подобных позиций заявлены как православные. Я, например, считаю, что очень странно и опасно возводить многодетность в обязанность православной семьи. Нигде в Священном Писании, нигде в Священном Предании не сказано о том, что многодетность - это обязанность христиан. Ничего подобного нет. Конечно, это хорошо, когда семья многодетная. Но не у всех есть силы и здоровье на многодетность. И когда уважаемые священники говорят со всех сторон, что мы должны спасать Россию и демографическую ситуацию исправлять - это не так, ничего мы никому не должны, демография - это забота государства. Церковь не обязана заниматься увеличением рождаемости населения России. Задача Церкви - приводить людей ко спасению. Все люди разные и все семьи разные, не может быть пост для всех один и тот же, не может быть молитва для всех одинакова, не может быть и многодетность для всех одинакова. У всех разные возможности, силы и устроение. Мы видим, что семья Иоанна Крестителя была немногодетной, семья Богородицы тоже, и тем не менее мы восхваляем их родителей.
Я это говорю к тому, чтобы мы, родители, задумались о том, что мы вкладываем в понятие православного воспитания. Не идём ли мы по лёгкому пути, не ищем ли схем, когда мечтаем создать некий образ мифологической православной семьи. Мы заставляем ребёнка молиться, учим его молитвенному правилу - но он не знает смысла молитвы «Отче наш», что такое «сущий на небесех», что такое «хлеб наш насущный даждь нам днесь'. Или бывает хуже - ребёнку с семилетнего или десятилетнего возраста прививается вычитка правила, утренних и вечерних молитв, без всякого осознания и даже сокращения. Когда он станет подростком, он всё это - и Церковь, и молитвы - отставит в сторону, потому что ребёнок не может жить в непонимании и во лжи. Когда о вере ему говорят, что это ценно и нужно, не объясняя, почему - он чувствует, что это подмена, ложь, раз в этом нет никакого смысла.
Так бывает очень часто. Ребёнок всё время в Церковь ходил, причащался каждую неделю, и вдруг! Ему 15 лет, и он этого больше не хочет. Но как же он захочет, если для него всё это было абсолютно бессмысленно, он не понимал, зачем всё это. Это касается детской молитвы, поста для детей.
А ведь ребёнок сам может определять - конечно, не без помощи взрослых - как ему молиться и в чём во время поста он может себе отказать. Интересно, что в нашем обиходном православном языке сложились такие устойчивые выражения: правила мы вычитываем, а службу мы выстаиваем.
. и окружающей её культуры
Включим телевизор. Смотрит ребёнок его или нет - там действительно идёт массовая бессмыслица, хороших фильмов практически нет, идут сериалы - апофеоз бессмысленности, погружающий людей в пустоту как в некий наркотик. Всем надо почему-то расслабиться, всем надо от чего-то уйти. Включаешь пустоту - и эта пустота заполняет твой ум, заполняет пространство твоей семьи, твоей квартиры. Пустота непрестанно идёт из эфира. Ребёнок, хочет он этого или не хочет, ощущает это вокруг себя и принимает. Соответственно он начинает и вести себя. В православной школе мы видим, что дети себя ведут так, как, очевидно, родители их не учили. Может быть, потому что телевизор включён, и дети на уровне подсознания принимают в себя определённые манеры, выражения? «Ну ты задолбал меня», - говорит ребёнок во втором классе, обращаясь к учителю. Они не чувствуют, что это что-то неприличное, а воспринимают как норму.
Что можно этому противопоставить? Чем ребёнка можно от всего этого оградить? Ну конечно, по возможности не включать телевизор. Если он всё же включается, ребёнок должен смотреть что-то осмысленное, правильное, серьёзное - на его уровне, конечно, но тем не менее. И вообще мы должны к своей жизни отнестись как-то серьёзнее - мы не должны её обессмысливать, обесценивать. Наоборот, её нужно наполнять содержанием - в том числе жизнь наших детей. Она наполняется, конечно, прежде всего через воспитание ребёнка в настоящей классической культуре. Одно время (сейчас, может быть, этот неофитский запал несколько ослаб), в конце 80-х - начале 90-х были такие настроения, что вообще всё светское, всё нецерковное отвергалось и «сбрасывалось с церковного корабля» куда-нибудь подальше. И - только церковное; детям сказок не читать, потому что там про волшебство и колдунов, про фей - а феи это почти экстрасенсы, и так далее. Мы проходили всё это. Я помню, была статья в одном православном журнале, где мама писала о дочери, которая за сочинение на тему «Что бы я сделал, если бы был волшебником?» получила двойку. Мама возмущалась, что школа безбожная, а её дочь написала: «Я не хочу быть волшебником, все волшебники колдуны, а колдуны все против Бога» и тому подобное. Что обычно дети пишут в таких сочинениях? «Если б я был волшебником, я бы сделал так, чтоб никогда не было войны. чтобы моя мама не болела. чтобы моя бабушка не умерла'. Вот чего дети хотят, когда они бывают волшебниками. Они хотят самого лучшего, они хотят быть на самом деле чудотворцами. Они чуда хотят. А мы вот так приходим и - «нельзя!». И нет ничего.
Это симптоматика того времени, которая потом выродилась в определённые схемы. «У нас должна быть православная литература». Появилась! И покупают родители эти книги про православных белочек и православных жучочков. Так это же кошмар! Андерсена уже не существует, а существуют эти современные «ужасы», которыми пичкают наших детей - абсолютно бездарные, низкосортные, лживые. Такие же книги читают и взрослые - покупают Юлию Вознесенскую*, такую же низкопробную, мифологическую, абсолютно недуховную литературу. Обычное фэнтези нельзя читать, а православное, значит, можно? Суть-то одна и та же.
Вместо того, чтобы воспитывать ребёнка на настоящей культуре, на настоящей музыке, на настоящей литературе, на хороших фильмах - «нам дайте наше, православное». Не надо «нашего» - такого; это не православное, это псевдоправославное, больное, то, что выросло из схемы. Но захотели - получили. Это ответ на востребованность всего низкосортного. Но это не есть истина, это не культура, это не смыслы, о которых я говорил. И поэтому если мы хотим, чтобы наши дети не обращались так к учителю - «задолбал» - то давайте перед сном им читать хорошую литературу, не подменять сказки житиями святых.
В противном случае они к житиям будут относиться как к сказкам. Конечно, жития - в определённом смысле «икона», которая отражает духовную реальность, хотя не является портретом и пользуется символичными изобразительными средствами; жития несут некие стилистические особенности. Но всё-таки это не сказка, а душа ребёнка в сказке очень нуждается. Она нуждается в символическом осмыслении добра и зла - через сказку, через притчу, через хороший рассказ, через хорошую, доступную ему литературу. Мы же всё это сами читали - почему же мы не хотим дать этого нашим детям? Надо подбирать фильмотеки для детей, чтобы показывать им хорошие старинные фильмы. Всё надо делать со смыслом, тогда всё станет на свои места.
*- по поводу Вознесенской не согласна с уважаемым о.Алексием(О_А)
www.blagosobor.ru
Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»

Психологические анекдоты. Часть седьмая.

Звонок на “Телефон доверия”:
- Помогите! Мне осталось жить максимум 50 секунд!
- Одну минуточку.
* * *
Психолог беседует с родительницей о воспитании сына:
- Вы воспитываете его слишком строго.
- Почему?
- Когда я спросила, как его зовут, он ответил - Вова Перестань.
* * *
- Скажите, я действительно Наполеон?
- Разумеется.
- Значит, будет Аустерлиц, русский поход, Бородино, пожар Москвы.
- Да.
- С ума сойти!
- Ну, вам-то это уже не грозит.
* * *
Один психотерапевт - другому:
- Прежде чем помочь клиенту в решении его проблемы, надо потратить время на то, чтобы выяснить, что же именно он хочет, а потом иногда ещё и на то, чтобы объяснить это ему!
* * *
Женщина обзванивает все возможные службы психологической помощи. Набирает очередной номер:
- Вы знаете, у меня маленькая грудь.
- И поэтому вы начали пить?
- Нет, просто мужчины.
- Как только видят вашу грудь, начинают пить?
- Вы что, издеваетесь?
- Это вы издеваетесь! Зачем занимаете линию психологической помощи алкоголикам?!
* * *
Пациент избивает ногами лежащего на полу психиатра и кричит:
- Это кто нервный?! Это я нервный?!
* * *
Нурророtоmоnstrоsеsquiрреdаliорhоbiа - патологическая боязнь произнесения длинных слов.
* * *
Если клиент приходит к психотерапевту раньше, то это тревожность; если позже - то это демонстративность; если вовремя - то это навязчивость.
* * *
Один из вопросов в анкете: “Были ли Вы когда-нибудь на консультации у психолога?” Варианты ответа: “Да”, “Нет”, “Не знаю”.
* * *
На приеме у психотерапевта:
- Так-так. И давно вы видите в своем муже идеального человека?
* * *
Как самый большой занесен в Книгу рекордов Гиннеса тест, разработанный сотрудниками бронхитогорского института экспериментальной медицины.
Тест состоит из 865 вопросов и называется “Боитесь ли вы щекотки?”
* * *
- Чем психолог отличается от психатра?
- Когда психолог слушает клиента он говорит: “Угу, угу.”,- а психиатр: “Ага, ага!..”

Агар-агар


Агар-агар
Агар-агар
- пребиотик. Он служит питанием для полезной микрофлоры кишечника.
Микроорганизмы питаются агар-агаром, перерабатывая его в более чем
полезные для нас витамины, в том числе группы В, аминокислоты (белки) и
прочие продукты жизнедеятельности. При этом на вкусной и здоровой
агар-агаровой пище полезные микроорганизмы исправно размножаются,
составляю мощную конкуренцию патогенной флоре и подавляя ее.
Агар-агар - фактор повышения иммунитета.
Агар-агар способствует понижению уровня холестерина и триглицеридов в крови.
Агар-агар - фактор достижения нормальных и, что важно, более ровных значений уровня глюкозы в крови.
Агар-агар - фактор нормализации повышенной кислотности желудочного сока (обволакивает стенки желудка).
Агар-агар - мягкое слабительное, не вызывающее привыкания.
При этом, в отличие от нерастворимой клетчатки, агар-агар не только не
вызывается повышенного газообразования в кишечнике, но и помогает
бороться с ним.
Агар-агар выводит соли тяжелых металлов и токсичных веществ.
Агар-агар - источник высокоусвояемых веществ железа, калия, кальция, цинка, магния, фосфора, марганца, а так же фолатов.
При этом он не вызывает вымывания минеральных солей из организма.
Не имеет противопоказаний, разумеется, если не превышать рекомендуемых
доз (3-4 г в день) и потреблять достаточное количество жидкости.
По свидетельству диабетолога и нутрициониста, доктора медицины Пьер Ниса: «Растворимая
клетчатка агар-агара позволяет есть меньше, не страдая от голода! Более
того, гель, образующийся в желудке, захватывает часть жиров и углеводов
из пищи, снижая усвояемость калорий, уменьшая общий уровень
холестерола, а также выравнивая уровень гликемии и исключая приступы
слабости и голода».
Основной и наиболее эффективный способ применения - в составе горячих напитков и блюд.
Минимальная температура растворения агар-агара в жидкости - 80-85 С.
Поэтому порошок либо размешивают в холодной жидкости, доводят до
кипения и кипятят на медленном огне 1 минуту,
либо засыпают в жидкость незадолго до закипания и кипятят еще минуту,
либо просто на скорую руку заваривают крутейшим кипятком (водой, чаем, овощным или иным отваром).
Затем медленно выпить в горячем виде.
Агар-агар имеет нейтральный вкус, не перебивающий вкус блюд.
Желирование
проиходит при 40-45 С. Порядок употребления агар-агара в - виде
горячего напитка: за 10-20 минут до еды или в качестве первого блюда,
причем горячего, - принципиально важен для целей похудения и
оздоровления: желирование обязано происходить непосредственно в
желудке.
Дозировка: максимум 3-4 грамма в день и на
один прием всегда 1 грамм на 250 мл жидкости; ни в коем случае не
превышать! Купирующий голод эффект от этого не повышается, цена же
вопроса - расстройство пищеварения).
1 ст. л. (15 мл, без горки) = 8 г агар-агара (измерение проводилось с агаром из нашего интернет-магазина)
Таким
образом, через 10-20 минут после приема агар-агара человеку требуется
меньше еды для насыщения и пищевого удовлетворения, а период ощущения
сытости после такой трапезы также оказывается более продолжительным.
Важно:
агар-агар помогает не переедать, но питание при приеме агар-агар
обязательно должно быть достаточным, полноценным и сбалансированным.
Не более 3 г в день, максимум 4 г в день. И пить в день 2-2,5 л жидкости.
Подробнее про агар-агар вы узнаете в книге Елены Стояновой, а напоследок рецепт фруктового мусса.
Размельчить
капитально любые фрукты или ягоды (ягоды берите без косточек, либо
ядаляйте их, протирая ягодное желе череp сито). Вскипятить фруктовое
пюре вместе с агар-агаром, либо добавить агар-агар в конце кипячения и
поварить еще 0,5-1 минуту, снять с огня, дать желироваться. Тоже самое
можно проделать с предварительно размоченными в холодной воде
сухофруктами. Воду, в которой они размачивались, тоже можно пустить в
дело.
Чтобы мусс был вкуснее и ароматнее, можно
подвергнуть кипячению с агар-агаром только половину фруктового пюре, а
затем соединить с сырым пюре и тщательно все вместе перемешать, можно
даже взбить в миксере.
ЛС: Обратите внимание!
половина сырого пюре - это не только вкуснее, но и полезнее. Всем
известно, что температура разрушает энзимы (ферменты)

павел санаев. похороните меня за плинтусом.

я уже когда-то о ней писала.
перечитываю.
опять смеюсь и плачу.
из тех книг, которые не дают кому-то почитать, потому что она должна быть всегда дома.
из фраз, которые уже второй раз режут изнутри
"я хотел обнять ее и прижаться. я сделал это. но желание осталось."
и еще. ничего красивее песни пенелопы, о которой я вчера писала я последнее время не ощущала. она и без перевода просто потрясающая. а когда я прочла перевод, то почти заново захотела учить испанский.
и наверное я тоже хотела бы чтобы меня похоронили за плинтусом. или на масличной горе. сегодня у синагоги со мной опять поздоровались "шалом". я уже начинаю привыкать)

Закрытие летнего сезона

Подходят к концу летние каникулы, дети и родители готовятся к школе. Закрываются летние аттракционы, на улице холодает. Наступает осень.
Не стала исключением и Забайкальская краевая детская библиотека. Здесь состоялся праздник, посвященный закрытию летнего сезона чтения.
С началом каникул в школах работники библиотеки объявили об открытии летних чтений. Каждый отдел представил по конкурсу. А это: «Наш самый поющий читатель» - караоке-конкурс для любителей пения, для юных художников - «Рисуем иллюстрации по произведениям Г. Р. Граубина», для знатоков сказок - «Лето, книга, я - друзья», в котором участвовали дошкольники и учащиеся 1-4 классов, а школьники постарше принимали участие в летнем клубе чтения «Любознайки».

Увеличить
На итоговом празднике вместе с любимыми героями пушкинских сказок ребята отправились путешествовать по Лукоморью. Кот Ученый поведал ребятам о жителях, населяющих этот чудо-берег и, рассказал об опасностях, которые могут подстерегать их на каждом шагу. Вслед за Котом Ученым дети повстречались с Избушкой на Курьих Ножках и помогли вспомнить ей забытые слова. А затем появилась и хозяйка избы - Баба Яга. Но ребята не испугались ее, весело и задорно они разгадали ее загадки и отправили Ягишну в свой сказочный лес.

Увеличить
На берегу чудо Лукоморья и состоялось награждение победителей. «Самым поющим читателем» оказалась Пивоварова Маша, за лето она набрала огромное количество баллов - 5452. Второе и третье места заняли Коростоянова Лиза и Мельникова Вика соответственно.

Увеличить
Знатоком сказок А. С. Пушкина стала Полина Горошко, звание «Друг Природы» получила Матафонова Кристина, а вот «Мисс Путешествие» стала Гаврилова Диана. Помимо этих номинаций было еще множество: «Мисс и Мистер Кроссворд», «Самый маленький», «Сказочники», «Умелые руки» и другие.
Среди участников летнего клуба чтения «Любознайки» лучшей стала Коновалова Ира. Также были отмечены Тонких Таня, Ячменев Кирилл, Аптыков Юра и другие.
Все участники конкурсов были награждены призами и подарками. А лучшие получили билеты в семейный развлекательный комплекс «Космо Парк», который являлся спонсором детского праздника.
Ирина Спиридонова