среда, 26 августа 2009 г.
Любовь Каверина
Автор в ЖЖ - kaverina_l (горжусь взаимностью!)
Трудно писать отзыв, зная, что автор его непременно прочтёт:) Заранее прошу прощения, - я могла что-то понять неправильно.
Мне постепенно раскрылся смысл картины Анны Щёголевой на обложке.
Сначала я прочла немного от начала романа в ЖЖ, и заинтересовалась: книги, в названии которых есть слово "Дом", сами собой притягивают моё внимание, обещая особый смысл. "Глазами ребёнка" - это я тоже люблю (с оговоркой, что детское восприятие жизни без шепелявого сюсюкания, - это мало кому удаётся, а теперь у моих сверстников почему-то - от неловкости, что ли? - в моде ироническая интонация, которая тоже не всегда обеспечивает успех).
Ленинград 50-х годов. Повествование от лица ребёнка, простой сюжет.
Можно ещё было бы сказать, что это "беллетрезированная автобиография" - жанр, который при всей доступности (и растиражированности образцов "яканья" популярных персонажей) никому невозможно скомпрометировать. "Детство, отрочество, юность", так сказать.
При виде макета обложки я удивилась, растерялась - правда ведь, есть что-то страшное в этой картине? Как если б из под Брейгеля вдруг показался Босх. Только когда я уже держала в руках эту книжку, и погрузилась в настоящее чтение (ну, всё-таки для меня "настоящее" - это книжка из бумаги, да, я намертво застряла в двадцатом веке), я как бы оказалась внутри, и тогда немножко лучше поняла, почему такая картинка, и почему ключевое слово во многих отзывах по прочтении - "мрачно".
Поняла, но не согласилась.
Сначала забываешь, что "дом" в данном случае - это метафора, потому что речь идёт буквально о строительстве дачного дома. А когда очнёшься, то действительно становится чуть-чуть обидно, и как-то холодно, и плакать хочется.
Семья - но никаких тебе "судеб Родины в капле воды" (как могло бы быть). Причём на долю этой девочки в охваченный период ведь не выпало ничего особенно страшного.
И даже можно сказать, в нас много общего - как будто моё детство не отстоит от тех лет на более чем целое поколение - хронологически это скорее времена моих родителей. Но я её как себя жалею. Узнаю - детский сад, двор, школа, дача, коммунальная квартира, соседи, одноклассники, колхоз, друзья родителей, - всё живое, одушевлённое, возникающее, как в волшебном зеркале. А на этом фоне свои "немудрёные" - неразрешимые печали, которые никак со этим всем не стыкуются. И удивляюсь сама себе: только хочется заподозрить героиню в неискренности, поймать - и тут же - постой, это ведь она о себе, а не о тебе. У неё - так.
Я уловила такую особенность - фирменный приём автора, что ли - замедление и ускорение на глазах у изумлённой публики, как будто в этом ребёнке есть встроенный регулятор скорости течения времени. Особенно заметно в диалогах: вот одна минуточка - а вот целый вечер прошёл, потом раз - осень минула, и зима настала. Напомнило мне это (ни много, ни мало) Андерсена:) Г.-Х. - как там у него, "оттепель, пошёл дождь, и наступило лето" - живущие в Петербурге меня хорошо поймут с точки зрения погоды. А в самой жизни разве не та же картина?
Прекрасное и щемящее ощущение погружения в чужой сон.
Фрагмент - почти наугад:
"Мне вообще Художник нравится больше всех папиных знакомых: он всегда старается прикрыть меня шуткой, когда я вляпываюсь в какую-нибудь неловкость. Наверно, он понимает, что дети с их дурацкими руками, ногами, косицами вообще не подходят для гостей.
Как в Елисеевском пахнет! Кофе и еще что-то очень вкусное, чего ты никогда и не пробовал. Конечно, Елисеевский - это не гастроном на Лесном. Сюда до Революции приходили дамы в длинных платьях и белых шубках. Как во дворец. Только смешно, если такая дама начинала покупать четыреста граммов ветчины, полкило осетрины, триста граммов швейцарского сыра. А по килограмму брать - в чем она все это потащит? Не в муфте же? Нет, у богатых, конечно, раньше все покупки делали кухарки. Только зачем им тогда были витражи и люстры хрустальные? Не все ли равно очередищу им было отстаивать - с люстрой или без люстры? (...)
Настоящие гости - это как бы возвращение в прошлое, когда вот такие как у меня мама и папа жили, ну, не во дворце, конечно, а в целой отдельной квартире. У них была горничная, повар, прачка, и у хозяйки дома тоже была трудная обязанность - быть обаятельной дамой, то есть знать, что надеть, что чем есть, о чем с кем говорить. Но зачем нам возвращаться в прошлое, если мы революцию делали? (...)
- Чистота - добродетель неоспоримая, но нам нужно сделать комнату интеллигентной. Та-ак, сервизы мы из шкафа вынем, а сложим туда книги. Чемоданы спрячем за тахту, а кипы газет - на тахту, за шкафами не видно.
Понятно. Интеллигентная комната - это такая комната, из которой выброшена спальня, столовая, детская, и оставлен только кабинет.
- Пап, а маме помогать готовить?
- Успеется. Подай-ка мне вон ту кипу. И отнеси маме розовый сервиз.
- А-а, помощница пришла, я тут без тебя совсем закрутилась. Давай, доча, начинай салат с крабами. Картошку старайся резать крохотными ровными кубиками, а яйца еще мельче.
Нет, это не возвращение в прошлое, а сплошной обман. Как из комнаты нужно выбросить три, так и из себя маме вечером придется выбросить посудомойку, кухарку, официантку.
(...)
А из меня что нужно выбросить, чтобы я стала подходить для гостей? Не сутулься - выпрямляюсь, ходи легкой походкой - перестаю шаркать ногами. Не влезай в разговор взрослых - молчу. Грязную посуду выноси, никого не испачкав, ничего не разбей - буду осторожна. (...)
Нет, я не могу, как мама, быть и дамой и служанкой. У меня все из рук падает, отвечаю невпопад. Наверно, я у мамы с папой неправильно родилась. Им нужна совсем другая дочка: ловкая, красивая, умная. Пусть меня скорее отпустят за шкаф спать."
Тяжело жить, когда в соприкосновении с жизнью других (подружка, которую злой кодун заколдовал - и она внутри взрослая; или женщина, о которой вдруг становится известно страшное, такое страшное, что в кошмарах снится; или надо выбирать между подругами, или осознаёшь себя в мире "нелюбимых" и это непреодолимо) появляются мысли о том чтоб попасть под машину, или по крайней мере тяжело заболеть, - всё время хочется, чтобы отпустили спать, за шкаф.
Пока девочка маленькая - здесь как-то больше жизни. Детство - всё-таки счастье. Юмора здесь больше. Далее, когда она уже подросток, старшеклассница, - читать труднее. Ребёнок с тонкой душевной организацией постоянно балансирует на грани мрачного, депрессивного. Детали, хранящие дух времени, приметы эпохи - всё столь же живое. Девочка - придумщица с цыганскими глазами взрослеет. Эмоциональное наполнение для меня недостаточное - яркой любовной линии не хватает, что ли...
(Хотя я сама в этом возрасте тоже ведь никакой "первой любви" не пережила:) Всё либо сильно раньше - либо позже:)
А может быть, потому, что уже явно становится, что нет этого Дома. Взрослые строили неметафорический, обыкновенный дом - но не сохранили семью, любовь. Вот она, картина на обложке. Привкус разочарования и грусть.
Спасибо автору за светлую незавершённость. Остаётся смутная надежда: может, Дом у этой девочки будет - в будущем, когда всё будет зависеть он неё, - тогда она сама сможет построить Дом.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий