Год назад Сенька подарил мне на Рождество штук семь книг в картонной коробочке. Я швырнула короб на большую заваленную непрочитанными книжками скамейку. На отведённой им полке они давно уже не умещаются, а в силу запредельной моей неорганизованности, когда какая-нибудь из непрочитанных моими автобусными стараниями всё-таки переходит в другой разряд, она обычно остаётся по прежнему месту жительства - с непрочитанными приятелями.
Так или иначе, я достала из коробки книжку Пенака, ту, что была с левого края. Она оказалась очевидным образом не первой в целой серии книг. Тогда я обратилась к правому краю. Но и с правого края стояла не первая. В третий раз взяла из середины. И опять - не первая.
Впрочем, это совершенно несущественно.
Сначала я недоумевала. И ругалась - что за чушь. Потом рот расплылся до ушей.
Это не реалистическая проза, за которую я по первым страницам, развесив уши, приняла Пенака - это бурлеск, это фейерверк, это сказки на ночь, это детское чтение, это радостное ура - литературе. Естественно, что до писательства Пенак был учителем, и не менее удивительно, что он очень плохо учился в школе.
Когда-то в Ленинграде мы видели спектакль знаменитого лионского театра - не помню, как театр назвается, не помню и названия спектакля, хотя это была какая-то классика - но помню на сцене что-то вроде костра, старинные пистолеты, оглушительно стрелявшие, дым, и общее ощущение праздника.
Вот и Пенак такой - с бредовыми детективными историями, с Иванушкой-дурачком на французский лад, с карнавалом, на котором в обнимку вертятся любимые Пенаком обитатели Бельвиля - арабы, вьетнамцы, французы традиционно гальского происхождения - старый плакат общества SOS racisme - прекрасная ослепительно улыбающаяся негритянка, произносящая «быть французом - это состояние духа».
Главный герой всех его романов Бенжамен Моласен - глава огромной семьи. Мама его, которой должно быть уже не очень мало лет (Бенжамену за 30) вечно влюбляется, убегает из дома, рожает, и Бенжамен - универсальный старший брат-отец - детям мамы, а потом и детям сестёр. И вокруг целый Бельвиль - и бельвильские жители - это такое племя - дяди-тёти-мамы-папы детям, своим и чужим, и дети сами выбирают себе самых главных взрослых. За маму в семействе Моласенов арабская женщина Ясмина, маленькая сестра не сходит с рук вьетнамца-полицейского, который ходит с ней на работу. Сестру Терезу в отчаянье утешают два ближайших друга дома - пара гомосексуалистов, и делают ей ребёнка вдвоём. Рождение этого ребёнка - радостный завершающий аккорд одной из книжек. И в центре этого клубящегося мира Бенжамен с псом Жюлиусом, без которого он никуда не ходит, и с подругой Жюли. Бенжамен работает в издательстве, а Жюли - отважная журналистка, которая во всё ввязывается, и если в мире что-нибудь происходит, несётся туда, но всегда возвращается к своему Бенжамену, не выходящему из Бельвиля.
Я пока что прочла 3 книжки, точно прочту и остальные.
Очень советую - и для радости, и для понимания французского «идеального» мироощущения - какими французам хочется себя видеть.
пятница, 19 февраля 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий