четверг, 20 августа 2009 г.

кино готово! осталось только снять...)))



"Видео - это то, что видят глаза, а кино - то, что видят ум и сердце."

Поэтому если Вам нужен махровый реализм - снимайте видео с частотой 50 полей в секунду. Если же Вы хотите выразить отстраненный, мечтательный взгляд на этот мир - только пленка, вращающаяся со скоростью 25 кадров в секунду, способна передать это.

Кино отличается от видео не только частотой кадров, у них совершенно разные цвета, гамма (коэфффициент контрастности), диапазон контрастности и зернистость. Если Вам нужно киношное изображение, зачем вообще иметь дело с видео? Главная причина, конечно же нужда. Мало денег, много задумок. Пленка дорогая, весь процесс работы с ней дорогой и требующий высокого профессионализма на всех этапах работы. Откуда ж взяться, большим деньгам и высокому профессионализму у начинающих киноэнтузиастов? Гораздо дешевле снять все на видео, а затем преобразовать это в другой формат, придав более киношный вид, а может даже перевести на пленку. Есть некоторые способы, как снимая в DV, DVCAM или HDV, придать видеокартинке киношный вид, не выходя за рамки своего ограниченного бюджета.

В первую очередь, киношным должен стать сам подход к съемке. Он требует от режисеров и операторов большей дисциплины, выдержки и внимательности. Как учит опытнейший мастер операторского искусства C.Е.Медынский "оператор должен уметь не снимать". Киносъемка, в силу дорогой стоимости пленки, всегда воспитывала в операторе благоговейный подход к каждому кадру. В этом отношении кино сродни искусству фотографии. Каждый кадр должен быть насыщенным. И по содержанию, и по композиции, и по цветовому решению. Появление видеокамер сильно развратило операторов и изрядно занизило их планку. Относительная дешевизна видеопленки снизила и требовательность к кадру. Чтобы приблизиться к кино, для начала научитесь снимать так, как будто у Вас в камере остались последние метры пленки.

Глобальная разница видео- и киносъемки в методах сканирования изображения. Видеокадр в каждый момент времени всегда неполный и состоит либо из четных, либо из нечетных полос. Человеческий глаз не успевает узреть эту половинчатость, для нас картинка сливается в единое целое видеоизображение. Оно имеет более плавный и реалистичный, нежели киносъемка, вид, лишая видео всякого налета романтичности, неотмирности, оставляя за ним прерогативу снимать "мыльные оперы" в четырех стенах. Каждый кинокадр полный, таким образом движение в них происходит скачками. Особенно это заметно при съемке видеокамерой с прогрессивной разверткой 25P.

Один из методов имитации киноизображения с помощью камеры DV - снимать на медленных выдержках 1/25 - 1/30 сек. Правда, вертикальное разрешение при этом уменьшится в два раза, если Вы готовы пожертвовать этим. Либо снимать в нормальном режиме, а при монтаже применить эффект de-interlacing, имитирующий движение кино. Последний способ эффективнее и с меньшими потерями в качестве, но потребует значительно большего рендеринга - времени для обработки, а также повышает требования к hard'n'soft оснащению студии постпродакшн. Наилучшие возможности имитации кино дают камеры с прогрессивным сканированием, снимающие не 50 полей-полукадров, а 25 полных кадров в секунду. Из бюджетных камер этим славятся Canon XL2 и Panasonic AG-DVX100 (обе формат miniDV), JVC GY-HD100/101 и GY-HD110/111 в формате HDV.

Серьезное отличие видео- камер от кино- большая глубина резкости. Происходит это по той причине, что ПЗС-матрица видеокамер физически меньше, чем 35-миллиметровая кинорамка, матрица скорее ближе по размеру к 8-миллиметровому кадру. В результате в фокус видеокамеры одинаково хорошо попадает практически все, что в кадре, что на переднем, что на заднем плане. Это значительно ограничивает творческие вохможности оператора. Меньшая глубина резкости кинокамеры позволяет оператору с помощью фокусировки направлять внимание зрителя на те или иные участки кадра, одни акцентировать, другие наоборот упускать из внимания.

В некоторых случаях можно решить эту проблему видео с помощью умелого пользования оптикой. Например, сделать небольшой наезд и открыть отверстие объектива как можно шире. Чем шире открыта диафрагма, тем мельче глубина резкости. Поступающий при этом в объектив излишек света можно компенсировать применением нейтральных фильтров. А можно наоборот, использовать большую глубину резкости видеокамеры как киноприем и широко применять съемку на глубоком фокусе. Для некоторых известных кинорежиссеров этот прием стал неотъемлемой чертой их индивидуального стиля, таких например, как Жан Ренуар, Орсон Уэллес, Хоу Хсао-Хсьен, Аббас Киаростами.

Другая отличительная черта видеокамер - в них встроено искусственное, т.е. программное улучшение разрешения изображения. Это достигается путем увеличения контраста на переходах от светлого к темному (и наоборот) для того, чтобы границы объектов выглядели более резкими. Как ни странно, но телезритель чаще считает подобную интерполяцию более достоверным отражением реальности, нежели кинокартина. Хотя кинокамера, как и глаз не обрисовывает контуры объектов. На камерах, имеющих настройку резкости, снизив резкость можно подрегулировать степень этого искусственного усиления границ, тем самым смягчить контуры и придать картинке более киношный, а значит более жизненный вид. 

Подобного же эффекта можно добиться, используя художественные фильтры, типа Promist, Soft, Diffusion. Идеальный набор таких фильтров предлагает американская фирма Tiffen. Набор так и называется называется Film Look DV Kit. Он состоит из четырех фильтров:

- Black Diffusion FX 1/2 сглаживает все шероховатости и резкие границы в кадре

- Warm Black Diffusion FX 1/4 делает то же самое, дополняя теплые тона

- Black ProMist 1/2 снижает характерную для видеокамер чрезмерную резкость, высветляет затененные участки, сглаживает яркие участки изображения и гасит блики

- Soft FX 1 нежно смягчает ненужные в кадре детали.

Фундаментальную роль в кино, как и в фотоискусстве играет освещение. Кино- и видеосъемка предъявляют разные требования к освещению. Матрицы видеокамеры реагируют на свет совершенно иначе, чем кинопленка. У видеокамеры более узкий динамический дипазон, границы диапазона яркости определены значительно резче, в то время как кинокамера способна выделять гораздо больше и плавнее оттенков между белым и черным. Видеосъемка имеет свойство засвечивать яркие участки и терять детальность в затемненных. Причем, программное улучшение границ в таком случае только усугубляет дело - засвеченные места сияют безупречной "электронной" белизной.

Выправить ситуацию до какой-то степени помогает функция "зебра", имеющаяся во многих камерах класса Prosumer. Установите ее чувствительность на 100 IRE, несколько полосок "зебры" всегда допустимы и даже необходимы, только нельзя позволять им разростаться в большие участки. Если говорить о корректной цветопередаче, абсолютно незаменимо применение ультрафиолетовых и поляризационных фильтров. Они снижают воздействие голубого свечения неба, придают картинке чистоту и ясность, там где без них она была бы дымчатой и тусклой.

Видеоизображение смотрится невыразительно, если в снимаемой сцене недостаточно контрастных цветов. В идеале, желательно, чтоб в каждом плане присутствовало что-нибудь черное и что-нибудь белое (только не слишком белое). В то же время нельзя перегружать видеокамеру контастностью, ибо ее диапазон контрастности очень и очень ограничен в сравнении с кинокамерами. Скажем, негативы 35-миллиметровой кинопленки иногда достигают коэффициента 1000:1, в то время как в видеокамерах он обычно ограничен до 32:1. В последние годы в профессиональных камкордерах ценой ниже $10.000 становится обязательным аттрибутом возможность гамма-коррекции, что позволяет настраивать камеру на работу с контрастами, превышающими коэффициент 32:1. Этими свойствами в большей или меньшей степени обладают камкордеры Canon XL2, Canon XL H1, Panasonic AG-DVX100, Sony HVR-Z1.

Высветить детали в затененных участках кадра помогут наполняющий свет, а также всевозможные зонты и рефлекторы (отражатели). Рефлекторами могут послужить, например, лист белого ватмана или белый экран проектора. Главное чтоб освещение применялось с умом, не просто затопляя светом, но прорисовывая объекты съемки. Различная интенсивность, направленность и тональность освещения способны передавать различные настроения, могут существенно менять как художественное, так и смысловое содержание кадра.

Несколько приемов, позволяющих придать видеоматериалу кинематографический вид. 

1. Применяйте эффект рассеивания, расплывчатости изображения. В этом Вам помогут фильтры Cokin Diffusion 1 и 2 или Tiffen Pro Black Mist. Из доморощенных самое простое и испытанное средство - натянуть на объектив женские нейлоновые чулки телесного цвета. Или намазать вазелином защитный фильтр объектива.

2. Снимайте на медленной выдержке от 1/30 до 1/60 сек, старайтесь никогда не применять быстрые скорости затвора - от 1/125 сек и выше. Они вызывают стробоскопический эффект. Можно проверить это с помощью простого эксперимента. Включите на компьютере, работающем под Windows, заставку (screen saver) "Объемный текст" (Marquee), на которой вращаются написанные Вами слова. Наведите на экран монитора (ЭЛТ) камеру и снимите его сначала с медленной выдержкой, например 1/60 сек, а потом с более быстрыми. В первом случае движение заставки будет более плавным, во всех остальных - скрин-сэйвер начнет "прыгать" и стробоскопировать. Можно поработать с этим явлением, добавляя или убавляя свет.

3. Используйте широко открытую диафрагму в диапазоне от OPEN до F4. Числа выше, чем F4 приводят к увеличению глубины резкости и снижают возможность дифференцированной фокусировки. Если Вы пользуетесь фильтром Cokin №2 Diffuser, любая экспозиция больше F4 вызовет эффект "ореола" и другие артефакты изображения. Это никуда не годится, разве что в качестве спецэффекта (напоминает воду).

4. Применяя комбинацию медленного затвора с широко открытой диафрагмой при ярком дневном освещении, Вы неизбежно получите засвеченную экспозицию. Необходимо уменьшить количество света, поступающего в открытый нами на максимум объектив. Эту задачу выполнят фильтры нейтральной плотности - ND-фильтры. В большинстве камер класса PROSUMER ND-фильтры встроены в объектив и переключаются в двух режимах плотности. Если же их воздействия недостаточно, либо ND-фильтры не встроены в Вашу камеру, необходимо использовать внешние фильтры - нарезные, накручивающиеся на объектив, либо которые используются с компендиумом.

Подобрав подходящую для себя комбинацию диафрагмы с выдержкой, далее Вам придется немало повозиться со светом, добавляя/убавляя его не без помощи различных затенителей, рефлекторов, рассеивателей, экранов и проч. Это уйма работы, но Вы же сами хотели, чтобы все было по-настоящему, как в кино!

5. Видеокамера имеет гораздо более ограниченный по сравнению с кинокамерой диапазон контрастности - примерно 5 значений F-stop. Чтобы добиваться оптимальной экспозиции необходимо всегда держаться в рамках этого диапазона контрастности. Наилучший способ - замерять важные участки места съемки с помощью точечного замера или замера падающего света.

Кое-чего можно добиться с помощью фильтров. Например, Вам нужно снять сцену, где человек стоит в помещении у окна, а за окном происходит какое-то действие. Настроив экспозицию на актера, Вы получите за окном сплошное белое пятно света без единой детали. В такой ситуации поможет градуированный серый фильтр (Grey), одна половинка которого серая, а вторая постепенно светлеет. Фильтр уменьшит яркость наружной сцены, сохраняя при этом экспозицию стоящего у окна актера. Понизив контрастность наружной сцены, Вы дадите возможность видеокамере снять одновременно все, что происходит внутри и снаружи.

6. Освещение, освещение и еще раз освещение. Кино, как и фотография, - это светопись, искусство писать светом. Это предполагает бесконечные пробы, варьирование различого освещения из различных точек, игра с тенями и т.п. вместо плоского потока света, который мы привыкли видеть в новостной хронике. Свет должен отражать настроение картины, он может волновать или успокаивать, тревожить или веселить. Искусство света можно постигать по книгам, посвященным профессиональному освещению в фотографии. В них объясняется, как писать картины светом, применяя всевозможные затенители, отражатели, рассеиватели света, аппликацию и прочую магию, которую обычно игнорируют при стандартной видеосъемке.

Есть три существенные вещи, отличающие профессиональную работу от любительской:

1. Композиция

2. Освещение

3. Использование фильтров

Еще раз о контрастном диапазоне

Никакое искусство не способно передать всю полноту красок и света Божьего мира. В любом изобразительном искусстве, от живописи и рисования до видео и фотографии, огромный диапазон яркости реального мира приходится сужать, ограничивать в рамках холста, фотографии, журнальной страницы, теле- или кино- экрана. При этом самый черный участок телевизионного изображения не будет таким черным, как экран выключенного телевизора. Белый цвет на телевизоре так же далек от реального белого. Кстати, одно из преимуществ просмотра фильмов в кинотеатре - белый киноэкран выдает более широкий диапазон яркости.

В кино, видеосъемке, живописи и т.п. все, что ярче имеющегося уровня яркости, становится белым, стремясь отобразить крайнюю границу белого. В то же время, все, что темнее имеющегося диапазона, становится черным. Этот диапазон равен примерно 5-6 делениям диафрагмы (f-stops) в камкордерах класса PROSUMER (полупрофессиональные), около 7 f-stops в профессиональных и до 10 f-stops в топ-моделях HDCAM. Контрастный диапазон негативной кинопленки на порядки выше.

Пленка также имеет линейную реакцию на контрастный диапазон, отличаясь однако очень долгим и плавным спадом в верхних и нижних границах. Хотя профессиональная видеокамера не сможет передать всю полноту контрастного диапазона кинокамеры, ее все же можно настроить, учитывая вышесказанное так, чтобы хотя бы приблизительно имитрировать поведение кинопленки.

Очевидный вопрос: почему кинофильм выглядит кинофильмом, даже будучи переведен в видеоформат? Со всеми контрастными ограничениями онного формата? Ответ: потому что кинофильм, переходя в суженный диапазон, с которым имеет дело видеоформат, сохранил свой более широкий контрастный диапазон в "сжатом" виде. Нечто типа широкоприменяемых MPEG-сжатий.

И в этом кроется подсказка, как снимать видео похожим на кино: с помощью грамотного освещения можно уменьшить контрастный диапазон на важнейших участках изображения, уменьшить разницу между его самыми светлыми и самыми темными местами. Конечно, это не означает тупо залить сцену светом со всех сторон. Это означает, что при освещении видеосъемки контрастный диапазон сцены должен быть значительно уже, чем если б мы снимали эту сцену на кинопленку. Нужно аккуратно, слегка подсветить теневые места и ослабить освещение самых ярких участков сцены.

Большой эффективности в имитации кино можно добиться, используя цветное освещение. Это сильный художественный прием, позволяющий выражать основные идеи фильма красками. Яркий пример блестящего применения этого метода можно увидеть во многих современных фильмах, где цветное освещение несет огромную смысловую нагрузку. Например в фильме Стэнли Кубрика "Широко закрытые глаза" (Eyes Wide Shut) цветное освещение применяется сплошь и рядом. Фиолетовые и лиловые тона подчеркивают зловещую таинственность и извращенность масонского ордена:  

Изобилует разноцветным освещением фильм "Страх и ненависть в Лас-Вегасе" (Fear and Loathing in Las Vegas) Терри Гиллиама. Вспомните эпизоды в казино или в гостиничном номере, пестрящие яркими, порой ядовитыми красками. Обратите внимание, цветное освещение в фильме используется не только в интерьерных сценах, но и в наружных съемках - вспомните сцену репортажа с гонок в пустыне.  

Вместе с освещением широко используются различные цветовые фильтры. Эта пестрая психоделическая гамма передает беспечное наркотическое восприятие жизни в Америке эпохи flower power (конец 1960-х).

И еще. Для пущего эффекта кино убавьте или вообще отключите функцию улучшения резкости на Вашей видеокамере, если она позволяет осуществлять такую настройку. В результате, немудрено, что изображение потеряет в резкости, станет немного размытым, зато обретет больше детальности, благодаря чему будет более напоминать кинематографическое.

Удачи в творчестве 

Комментариев нет:

Отправить комментарий