понедельник, 6 апреля 2009 г.

Наркотики и дети. Как предотвратить эту встречу?

Этот текст написал мой папа. Врач, отец трёх замечательных детей. Когда мы были ещё подростками он очень переживал чтобы мы не стали употреблять наркотики.

Поэтому придумал такую вещь - будто бы он собирается в школах рассказывать о вреде наркотиков, и необходимо бы лекции обкатать на ком-то. Вот он нам и рассказывал.

Но вообще очень действенные лекции оказались скажу я вам.

Теперь я попросила записать на бумаге эти мысли и публикую их здесь.

Главное для него - чтобы как можно больше людей прочитали это и задумались :)

Обещается целый цикл статей на эту тему.

Для того чтобы лучше понять, как действуют наркотики на организм, рассмотрим приблизительную схему человека:

Человек состоит из тела и души. Для того чтобы выжить в окружающем физическом мире человеку помогают зрение, слух и другие чувства. Например, зрение позволяет увидеть перед собой яму, принять меры и обойти её, этим самым сохранить себе здоровье, а может и жизнь.

Мышечно-суставное чувство позволяет в темном помещении, когда не работает зрение, определять положение тела в пространстве. И благодаря ему можно быстрее найти выход. И т.д.

Чувство души позволяет ориентироваться в социальном мире (обществе людей). Эти чувства позволяют строить отношения между мужчиной и женщиной, создавать семьи, позволяет работать в коллективе, воспитывать детей.

Поступление импульсов от тела и души на пути в сознание регулируется  медиаторами в центральной нервной системе (эндорфины).

Эндорфины имеют строение схожее с наркотическими веществами. Если у человека всё хорошо то он чувствует душевный, физический и социальный комфорт. А это и есть здоровье.

При введении наркотиков извне, блокируется проведение ощущений от души и тела в сознание. И сознание наполняется эйфорией. Человек чувствует себя прекрасно, даже если не ел долгое время.

Если его ребенок болен, то такой человек не ощущает переживаний, и считает что всё хорошо. Если у него ранее были тяжелые психотравмирующие жизненные ситуации, он так же о них забывает.

У человека постоянно принимающего наркотики снижается синтез эндорфинов в организме. Поэтому прежнего количества наркотика не хватает для получения ощущения эйфории, и идет постоянное повышение дозировки наркотиков.

Рано или поздно наступает момент, когда наркоман не может позволить себе употреблять наркотики в нужных ему дозах. Принятые наркотики ассимилируются организмом и исчезают. А внутренний уровень эндорфинов остается низким. И чувства от тела и души, через низкий уровень эндорфинов мощным потоком устремляются в сознание. И начинается абстинентный синдром (ломка).

Это проявляется в нарушении восприятия окружающей действительности. Даже слабый свет воспринимается как очень яркая и болезненная вспышка. Нормальные тактильные ощущения воспринимаются как боль. Работа желудочно-кишечного тракта, не ощущаемая в норме, при низком содержании эндорфинов, воспринимается как мощный болевой синдром (поносы, колики, кишечные колики). А чувства от души, обрушиваются сильнейшими душевными страданиями. Если в этот период, наркоман получает лечение, то баланс эндорфинов медленно растет. Но к норме уже никогда не возвращается. Даже при полном дальнейшем отказе от наркотиков, остаются остаточные явления, в виде различных психоневрологических проявлений (астенические синдромы, вегетососудистые дистонии, нарушения сна, и др.). При появлении психотравмирующих ситуаций часто наблюдается возвращение болезни (употребление наркотиков).

Теперь мы знаем механизм развития этой тяжелой социальной болезни. И можем разработать профилактические мероприятия, направленные на предупреждения возникновения болезни.

Главный удар профилактических мер должен быть направлен на детей возраста 12-18 лет. В этом возрасте формируются основные чувства души, и поэтому эти чувства очень слабы, ранимы, неустойчивы. Поэтому очень важно, чтобы хотя бы у одного из родителей были плотные доверительные отношения с ребенком.

Ребенок обычно знает, что такое боль физическая от повреждения тела (прививки в школе, лечение зубов, падение на ледяной горке, удар молотком по пальцу). Но, увы, никто из них не знает, как болит душа, и что с этим делать.

Очень важно это объяснить ребенку на примере с физической болью,  потому что их  механизм совпадает.

Например: Если мы случайно ударили по пальцу молотком то это очень больно, но пройдет время и палец заживет. Боль исчезнет. Появится опыт работы с молотком. А ребенок, перенесший боль станет сильнее.

Тут же приводим другой пример: девочка учится в школе, у неё переходный возраст, тело меняется. И тут на неё вешают какое-нибудь прозвище, связанное с этим. Ребенок испытывает сильнейшую душевную боль. Которая проявляется в виде истерик, девочка грубит родителям, не ест, плохо спит, отказывается идти в школу.

Желательно приводить такие примеры-аналогии в то время, когда психика находится в равновесии. Необходимо объяснить ребенку, что это нормально. Что следует достойно переносить душевную травму.

Пока ребенок преодолевает психотравму в мозге растет количество эндорфинов, от этого душа крепнет, и последующие психотравмы переносятся легче.

Облегчить страдание ребенка можно примерами из собственной жизни. Если родители будут вести профилактические беседы, приводить примеры из собственной жизни достойного преодоления подобных состояний, то ребенку будет легче преодолевать удары судьбы. Душа будет быстрее восстанавливаться после психотравм.

Итак, подведем итоги в виде схемы профилактики наркомании:

1) Разговор с ребенком до психотравмы (пример по аналогии с ударом молотка)

2) Психотравма (в этот момент подставить плечо, привести примеры).

3) Разговор после выздоровления (показать ему схему процесса) а) удар (психотравма);

б) боль душевная;

в) терпение болезни (рост количества эндорфинов в мозге);

г) простить обидчиков, не мстить.

д) НЕ глушить боль алкоголем или таблетками.

е) выздоровление.Ребенок обученный этой схеме окрепнет душой, и в будущем выйдет победителем из любой психотравмирующей ситуации. А человек со зрелой, крепкой душой, сильными волевыми качествами наркотики не употребляет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий