понедельник, 16 марта 2009 г.

Бексултан Турумбетов. А вы, друзья, как ни садитесь.

Нурсултан Назарбаев провел очередную кадровую перетасовку в верхах, которая однако не вызвала широкого резонанса в обществе. Почему - разговор пойдет позже. Сначала несколько слов о самих перемещениях. Чтобы справиться с кризисом, принято решение перейти "на ручное управление" отраслями экономики. На первого заместителя Премьер-министра У.Шукеева возложено решение оперативных вопросов, проблем регионов, реализацию программы инновационно-индустриального развития, вопросы строительства жилья и агропромышленного комплекса. Бывший министр транспорта и коммуникаций, а ныне заместитель премьер-министра Серик Ахметов головой отвечает за работу транспорта, коммуникаций, совместных проектов с иностранными компаниями, развитие малого и среднего бизнеса. Вопросы финансово-экономического блока - прерогатива самого премьер-министра Карима Масимова, а его заместитель Е.Орынбаев курирует макроэкономику и социальный блок. Новых лидеров получили Министерство охраны окружающей среды, где финансовой полицией выявлены нелицеприятные факты коррупции, Министерство труда и социальной защиты населения, Южно-Казахстанская и Восточно-Казахстанская области. Глава государства выразил уверенность, что вновь назначенные на высокие должности справятся с возложенными на них обязанностями и оправдают его доверие.

Многие в Казахстане хорошо понимают, что за этими ни к чему не обязывающими дежурными фразами кроется широкий жест хана, отдающего своим бекам и батырам на кормление отдельные города и селения? Разумеется, не "за красивые глаза", а за заслуги перед сюзереном или, по меньшей мере, за лояльность по отношению к нему. Такая система отношений между вышестоящими и нижестоящими в должностной или социальной иерархии лицами стала нормой с 1991 года

Похоже, сегодня на всех уровнях понимают, что кадровые перестановки уже не несут в себе никакого смысла, а реализуются только ради того, чтобы сымитировать политические процессы и "преобразования" в казахстанском обществе. Или просто являются результатом очередной "подковерной" игры в коридорах Ак-Орды.

И реального улучшения самочувствию обескровленной финансовым кризисом казахстанской экономике они не принесут.

А как насчет более радикальных способов "лечения" от хронического недуга коррумпированности? Слишком тонкая материя, потому что коррупция начинается на самом верху. Казахстан, по мнению зарубежных аналитиков, несмотря на тяжелые последствия финансового кризиса, по-прежнему сохраняет лидерство по абсолютным объемам коррупции. Еще 21 сентября 2004 года авторитетная французская газета "Le Figaro привела такую характеристику политолога Н.Масанова: "Народ здесь делится на две группы - это коррумпированные и те, кто мечтает сделаться ими. Прежде маленькие дети тут горели желанием стать космонавтами. Теперь они мечтают стать коррумпированными".

А известный театральный режиссер и деятель культуры Булат Атабаев в своем телевизионном выступлении в ответ на вопрос о том, какой должна быть национальная идея в стране сообщил: "В Казахстане есть действующая национальная идея. Это - коррупция". Коррупция в высших эшелонах правительственных министерств и ведомств обеспечивает распространение подобных противозаконных действия по всей системе. Существует широко распространенная практика получения государственных постов не на основании заслуг, а благодаря связям, или же должность можно просто купить, что происходит почти на всех уровнях. Подобная практика оказывает вполне очевидное влияние на эффективность работы государственных органов. Аким или налоговый инспектор, заплативший большие деньги за свое назначение, должен как можно быстрее окупить свои вложения. Поскольку большинство чиновников назначается, а не избирается, их могут снять с должности так же быстро, как и назначили. Поэтому для многих чиновников начинается нервная гонка со временем, чтобы вернуть заплаченные деньги прежде, чем их назначат на другую должность в результате очередной кадровой перетряски.

Ну а тон всему этому делу, безусловно, задает "отец нации", собственноручно контролирующий прибыли в добывающих отраслях и владеющий долями в медной, урановой и нефтегазовой промышленности. Отголоском десятилетней давности международного скандала стало недавнее снятие ареста с части полученных Н. Назарбаевым в качестве взяток 1 млрд. долларов, которые долгое время были заморожены на счетах в швейцарских банках. По сообщениям зарубежных информационных агентств, эти деньги будут направлены на проекты социальной направленности в Казахстане. Повезло народу, что и говорить, который президент вновь выручает из трудного положения. Не случайно же в 1999 году он был искренне удивлен масштабами критики, последовавшей за разоблачением. Чего стоят утверждения тогдашнего премьер-министра, защищавшего действия Назарбаева тем, что этот счет дважды помогал правительству отвратить финансовые кризисы.

А тем временем между четырьмя госорганами республики развернулся спор, кто коррумпированные, нашедший отражение на газетных страницах. Таможенное ведомство не согласилось, что оно призер, ссылаясь на статистику. Судя по количеству задержанных и осужденных сотрудников, сообщил ее представитель, самая коррумпированная структура в Казахстане - Министерство внутренних дел. Затем идут акиматы. Потом налоговый комитет. А "бедная" таможня занимает только четвертое место.

Изменится ли при такой, с позволения сказать, национальной идее, самочувствие экономики у попавшей в жернова финансового кризиса слаборазвитой страны даже с новыми кадрами? Не получится ли как в известной басне: "А вы, друзья, как ни садитесь, все в музыканты не годитесь".

(прислано на www.geokz.tv)

Комментариев нет:

Отправить комментарий