суббота, 17 января 2009 г.

Я просто зритель

В новогодние праздники посмотрела первую часть "Обитаемого острова". Я не профессиональный критик и не журналист, а просто зритель, обычнейший из обычных. Стругацких люблю, но без божественного почитания. Поэтому напишу простенько. Свое личное мнение и ничего больше. Ну, что сказать? Могло быть и хуже. Сюжет развивается в соответствии с книгой. Все герои как будто на месте, ничего лишнего. Неплохие спецэффекты. Но смотреть еще раз вряд ли буду. Может быть потом, когда-нибудь... На вторую часть, естественно, пойду.

Что касается артистов... Больше всех мне понравился Гай. Мне кажется, он на 100% соответствует Гаю книжному. Честно говоря, даже придраться не к чему. Посмотрим, как он справится дальше, когда воздействие излучения башен на психику героя прекратится. И еще хорош Доктор. В фильме он, пожалуй, понравился мне еще больше, чем в книге. Очень уж проникновенный монолог у него получился, когда он разговаривал с Максимом. В этот момент я почувствовала, что смотрю фильм, который действительно был снят по книге Стругацких. Но, к сожалению, пока только в этот момент. Орди я представляла совсем по-другому. Хотя играла Михалкова неплохо. Наверно, это все же личное. Почему-то я терпеть не могу Анну Михалкову. Может быть, это повлияло и на мое отношение к героине. Рада Гаал... Ничего особенного. В ней и в книге-то не было ничего особенного. Миленькая, простенькая... Смотрелась она неплохо. А играть ей было в общем-то нечего. Ротмистр Чачу - колоритная личность и непростая. Жаль, не хватило ему экранного времени. Но то время, которое ему все же досталось, было использовано, по-моему, по максимуму. Зеф - мой самый любимый герой в книге :) В фильме это немного другой Зеф. Нет в нем изюминки. (И где его знаменитая борода?). Хотя, повторюсь, могло быть и хуже. Куценко в роли Вепря приятно удивил. Я даже как-то по-новому этого героя увидела. Неизвестные отцы весьма колоритны. Но для непосвященных (т.е. не читавших книгу) разобраться в них не так-то просто. Умника я немного иначе представляла и Странника тоже. Вообще-то к артистам у меня лично претензий практически нет. Разве только к Максу...

Внешность Максима, как я уже писала раньше, мне не нравится. Хотя я с ней немного смирилась после замечания друга о том, что режиссер, возможно, хотел подчеркнуть, насколько главный герой отличается от других жителей планеты. Все вокруг грязное, темное, серое, а Максим такой белокурый, голубоглазый, улыбающийся, ни на кого не похожий. Правда, улыбка у него какая-то странная. Возможно, я рассуждаю как типичный обитатель Саракша, но периодически его улыбка чем-то напоминает то улыбку идиота, то улыбку бабника. Видно, конечно, что парень старается изо всех сил. И время от времени у него получается. И даже неплохо. И еще: в книге он отличался от жителей Саракша не только внешностью и физическим здоровьем, но и феноменальными, по их меркам, умственными способностями, что в фильме проявилось лишь отчасти. А еще он очень много размышлял, переживал и анализировал (и не только он). Вот этих его размышлений и рассуждений очень не хватает. Поэтому время от времени он чем-то напоминает классического Иванушку-дурачка, которому везет неизвестно почему. Но везет. Если вспомнить драку Максима с... кем? В книге это были бродяги или бомжи, наркоманы, уличная банда... В фильме какие-то ниндзя. А ведь Максим должен был справится с ними голыми руками. У него не было оружия: "Максим хватал очередного зверя за нижнюю челюсть, рывком вздергивал податливую голову и бил ребром ладони по бледной пульсирующей шее, и сразу же поворачивался к следующему, хватал, вздергивал, рубил, и снова хватал, вздергивал, рубил..." А сколько он переживал, что ему впервые пришлось убить человека... Ничего этого в фильме нет. Никаких раздумий, разговоров, размышлений... Для них просто не хватает времени. Ставка делалась, прежде всего, на экшн. Это понятно. Иначе зрителей в кино не затянешь, и грандиозные затраты на фильм не оправдаются. События развиваются быстро. Все мелькает, сверкает, взрывается. Героям просто некогда думать. Не читавшим книгу, наверно, трудно было понять что к чему.

Я ничего не писала о самой планете. Но ничего особенного на ней и не было. Радиактивное загрязнение, грязь, нищета, устаревшая техника... Все правильно показано. Какие-то летательные аппараты в городе, которых быть не должно. Но в остальном вроде бы все по книге.

Не знаю. Я бы не сказала, что фильм так уж плох. Но и не настолько хорош, как об этом не перестают кричать в рекламе. Я бы предпочла неспешную телевизионную версию. Но на таких фильмах, наверно, больших денег не заработаешь. А хотелось чего-то грандиозного. Что ж, по крайней мере плюс появления этого фильма хотя бы в том, что теперь многие прочитают книгу. А это уже не мало. В Екатеринбурге я уже слышала, как женщина, а потом совсем молодые ребята спрашивали ее в Доме книги. Значит, процесс пошел. 

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий