Когда мне было лет 10-11, мой папа пошел в школу на собрание. Там моя классная руководительница спросила, что я читаю в данный момент, папа ответил: «Астрид Линдгрен». «А вы не думаете, что Ксюша уже выросла из этих произведений?», - спросила учительница, намекая на Карлсона, и наивно полагая, что Линдгрен написала только это произведение. На что папа ей возразил: «У Астрид Линдгрен есть и другие произведения, я сам с удовольствием их читаю!». Я вспоминаю этот случай и мне до сих пор жаль свою бывшую классную руководительницу, потому что она лишилась огромного удовольствия в лице произведений известной шведской писательницы книг для детей.
К сожалению, из персонажей произведений Астрид Линдгрен многие знают только двоих: Карлсона, который живет на крыше, и Пеппи, Длинный чулок. Но есть и другие, не менее интересные, достойные внимания персонажи. Одним из моих любимых является Эмиль из Лённеберги. О нем Линдгрен рассказала в трилогии «Эмиль из Лённеберги» (1963), «Новые позождения Эмиля из Лёеннеберги» (1966), «Жив еще Эмиль из Лённеберги» (1970). Позднее появилась еще одна книга «Ида и Эмиль из Лённеберги», повествующая об Эмиле и его младшей сестренке Иде и состоящая из трех рассказов: «Как маленькой Иде пришлось стать проказницей» (1982), «Проделка Эмиля №325» (1985) и « - Нечего жадничать! - заявил Эмиль из Лённеберги» (1985).
Эмиль - самый настоящий проказник! В этом убеждаешься с первых страниц трилогии. Хотя по внешности Эмиля об этом и не подумаешь. «Глаза у него были круглые и голубые. Лицо тоже круглое и розовое, волосы светлые и вьющиеся. Посмотришь на него - ну просто ангелочек». Но как говорит сама Астрид Линдгрен: «Только не умиляйся раньше времени». Действительно, Эмиль постоянно проказничал, а его аккуратная мама каждый день записывала проделки сына в синюю тетрадь, благодаря чему мы можем насладиться веселыми приключениями Эмиля. То он надевает на голову супницу, то жует зеленые веточки елки в качестве зелени, то вздергивает на флагшток сестренку Иду, то отправляется без спроса на Хультсфредскую равнину, где, заработав пением немало денег, безудержно развлекается. А вот он сажает злую Командоршу в волчью яму! А вот съедает «пьяные вишни», которые мама велела ему выбросить на помойку!
Все его проказы - это воплощение фантазий ребенка в жизнь, ведь он сам их придумывает, оттого они и интересны. Невозможно оторваться от книги и возникают мысли: а что же Эмиль выдумает еще, чем интересным он еще порадует?
Но какими бы проказы не были, за ними всегда следует наказание. После любой проделки Эмиля запирали в столярной, где он должен был отсидеть какое-то время. У него появилась привычка - каждый раз, сидя в столярной, он вырезал деревянного солдатика, в итоге по количеству солдатиков можно было понять, сколько проделок Эмиль совершил.
Следовательно это произведение несет функцию поучительности. Сама Линдгрен говорит: «Эмиль был маленький сорванец и упрямец, вовсе не такой славный, как ты». Она будто говорит маленькому читателю: «Ведь ты не такой. Ты не будешь так проказничать».
Когда Эмиль вырастает, он становится председателем муниципалитета и «самым главным парнем во всей Лённеберге». Почему Линдгрен награждает Эмиля? Только ли потому, что за каждую проделку он получал наказания?
Совсем не из-за этого. Дело в том, что как бы Эмиль ни проказил, он всегда остается добрым. Он пытается всем помочь, но каждый раз попадает впросак. Он веселый, живой, хотя и легкомысленный мальчик, который поддается зову своего проказливого характера. Он всегда отделяет плохое от хорошего, и наказывает это плохое. Особенно показателен случай с Командоршей, которая «верховодила в богадельне». Она была эгоистичной особой, забирала вещи у стариков себе. Эмиль наказал ее, сыграв с ней в игру про оборотня. Она упала в волчью яму, а Эмиль сделал вид, что хочет ее пристрелить, потому что она оборотень. В итоге, Командорша раскаялась и попросила у всех прощения.
Все рассказы про Эмиля полны юмора и оптимизма, ведь он никогда не унывает и из любой ситуации найдет выход. Доброта, искренность, смех - вот качества славного ребенка, несмотря на то, сколько проказ он совершил.
Собрание сочинений в шести томах Астрид Линдгрен появилось у нас в доме благодаря моему папе. Я благодарна ему за то, что он привлек мое внимание к этим книгам тем, что сам их читал. Мне лишь поэтому стало интересно. Еще бы! Наверное, любого ребенка заинтересует детская книга, которую читает взрослый. Я с удовольствием перечитала бы все собрание сочинений Линдгрен опять, ведь самые лучшие книги для детей - это те, которые хочется читать, несмотря на свой возраст.
понедельник, 15 марта 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий