Сейчас модно стало говорить об антиалкогольной и антитабачной пропаганде, вообще о пропаганде «правильного» образа жизни. И, помимо всего прочего, общественные деятели озаботились тем, чтобы на экранах телевизоров и кино, в литературе мы не встречали бы «плохих» примеров. Взять хотя бы тот же сериал «Школа» - какой основной аргумент у его противников? Что если это показывается на экране телевизоров, значит, это нормально. Что зрители могут воодушевиться увиденным и повторить его. И так происходит со многими фильмами/книгами, где раскрывается что-то, что порицается обществом (сразу крики: «Это травмирует нежную психику!»). Это при том, что герои, которые так делают, самим автором оцениваются как отрицательные персонажи.
Недавно я в очередной раз обсуждала с семьей «Школу». Отец высказывался против и в пример привел сухой закон, а именно ту его составляющую, которая предполагает отсутствие на экранах телевизоров, в искусстве и в книгах алкогольных напитков. По его мнению, это сильно снизило бы число выпивающих (да так оно, наверное, и есть).
А мне вспомнился Ремарк, в книгах которого положительные персонажи много пьют. Например, в «Триумфальной арке» крепкий спиртной напиток кальвадос является для героев символом их любви, примерно как для Обломова и Ольги Ильинской - ветка сирени. Они постоянно пьют кальвадос, причем на нем заостряется внимание - он и такой, и сякой, описываются ощущения, которые они испытывают от него. И им постоянно хочется выпить. От этого они, тем не менее, не перестают быть положительными героями, умными людьми, и именно в их уста вложены цитаты, на которые буквально растаскана эта, да и многие другие книги Ремарка.
Отец, правда, сказал, что нам такие книги, наверное, не повредят, так как с тем обществом, которое там описано, мы себя не ассоциируем. Однако же в одном из сообществ, посвященных Ремарку, очень многие люди писали, что при чтении его книг, особенно «Триумфальной арки», им начинает хотеться выпить. Многие захотели попробовать (и попробовали) кальвадос и другие напитки, которые там упоминаются. Можно даже сказать, что великий немецкий писатель сделал этому крепкому напитку неплохую рекламу.
А теперь внимание вопрос: означает ли все это, что Ремарка нужно запретить или просто не читать? И если все-таки да, то не потеряем ли мы при этом намного больше, чем приобретем?
P.S. Вот точно так же, очень легко, можно поставить под вопрос о запрете почти любой фильм, книгу или даже картину.
среда, 27 января 2010 г.
Подписаться на:
Комментарии к сообщению (Atom)
Комментариев нет:
Отправить комментарий