среда, 9 декабря 2009 г.

Русский язык

Русский язык, ист. - язык русских (и россиян), развивавших и развивающих русскую цивилизацию. Относится к ностратической семье языков (до 10-20 тыс. лет назад), продолжает многие традиции индоевропейства (со времен около 4-5 тыс. лет назад).

Ныне складывается в условиях информационного общества новая парадигма глоттохронологии (см.: геноглоттохронология), что существенно изменяет и представления об истоках всех языков. Использование письменности (как пиктографии и т.п.) прослеживается на землях будущей России на глубину в десятки тысячелетий.

Образованные жители Скифии и городов-государств на ее южных рубежах задолго до нашей эры умели читать и писать на греческом и латинском (они в ту пору играли роль нынешнего английского как средства международного общения). Этому сотни археологических и иных подтверждений. Известны письма философа Анахарсиса (VI в. до н.э.), царя Атея (IV в. до н.э.), монеты с надписями Скилура (II в. до н.э.) и иных скифских царей. Так можно условно назвать отечественное раннее средневековье, до Рюрика. Для многих русских ученых было и остается общеизвестным, что народы Скифии (геты-готы, аланы, гунны, савиры, славяне, анты и другие) по сути с III-IV вв. способствовали формированию Византии и составляли в ней до половины населения. Северяне поддерживали Византию как оплот православия, соответствующих философии, воспитания и образования (Золин П.М. Русь до Руси. VIII-X). Средневековый Новгород во многом продолжал школу православной Византии. И "школа" Ярослава 1030 г. в Новгороде сродни "школе" Константинополя 425 г. - они для своего времени оказывались высшими.

При дворе Константина Великого в Царьграде в IV в. получали воспитание и образование гет-гот Аорих и его приближенные. Овладевали грамотой многие христиане, занимавшиеся просветительством на южных рубежах Скифии. Получал в V в. византийское образование род алана Аспара (Избора у славян; якобы в память о нем Изборск), влиявший на смену трех византийских императоров. Были образованы потомок Аспара Виталиан и его ближайшее окружение. Получил азы грамотности в Византии в VI в. приазовский царь Горда, христианское образование в VII в. имели со своим окружением приазовские цари Гостун и Кубрат. Эту традицию около 790 г. продолжил новгородский князь Бравлин (Буревой эпоса; Вече (Новгород), 1991. № 9. С. 10).

Для богослужебных книг хотя бы с VIII в. в Крыму развивалось "роусское письмо", христианские храмы у юга Скифии (она по мере христианизации получала название Росия) продолжали традиции храмовых школ, известных со времен Токсариса и города Гелона. Народы Скифии с VI в. добиваются возвращения Византии с латинского на греческое письмо, которое более тысячи лет использовалось в Северном Причерноморье. А с IX в. "роусское письмо" и византийский унциал дают начало кириллице, что восторжествовала в Новгороде по археологическим данным (графити, берестяные грамоты и т.п.) с XI в., времен Ярослава Мудрого и его сыновей (Хабургаев. Старославянский язык. М.: Просвещение, 1986. С. 11- 44). Споры о глаголице, которую северяне могли использовать примерно со времен Аориха и Аспара, идут до сих пор. Цари Гуннии, занимавшей земли от Дуная до Волги и использовавшей славян-дипломатов типа Эслава, заключали письменные договоры с Византией, например, в 434 г.

Г.С. Гриневич, Э. Георгиев, В.С. Драчук, В.А. Истрин и многие другие ученые привели немало образцов раннесредневековой письменности народов Скифии, но какие-то научные и политические группы эти факты не устраивают. Факты такого рода обычно замалчиваются или отрицаются.

Иоанн Златоуст, ученики которого чтили Анахарсиса, хорошо знал северян, состоял в переписке с царем скифов Сорантом (Сораном; имя типа славянского Горан) и имел основания для вывода:

"...И скифы, и савроматы, и поселившиеся у самых окраин вселенной, переводя священное писание каждый на свой язык, философствуют об этих словесах" (ВДИ. 1948. № 3. С. 271). Его ученик Феодорит Кирский, проповедовавший в округе Руссоса и других селений выходцев из Скифии (на землях Сирии), до 457 г. отмечал, что апостольские и пророческие учения с еврейского уже переведены не только на греческий и римский, но и на "египетский, персидский, индийский, армейский, скифский и савроматский, или - короче говоря - на все языки, на которых продолжают говорить все народы" (С. 299). Он различал скифский и готский языки, считал Гога и Магога, князя Роса - "царем скифских народов" (с. 295-297). Хотя бы переводы богослужебных книг на языки народов державы "князя Роша", выполненные и "роусским письмом", в V-VI вв. существовали (НВЗ, с. 38-49). Многие из них уничтожило иконоборчество.

Представители династии Рюриковичей нередко с IX в. имели воспитание, ориентированное на Западную Европу. Славное прошлое Скифии многих Рюриковичей не устраивало. Это высокообразованный Иван Грозный стал утверждать, что русские цари могут вести свой род от самого императора Августа.

Литература:

1. Савельев Е.П. Древняя история казачества. Ч. 1. Вып. 1. Новочеркасск, 1915;

2.Самоквасов Д.Я. Происхождение русского народа. М., 1908;

3. Славянские древности: Этнолингвистический словарь в пяти томах, Т. 1. М., 1995; Т. 2. М.;

4. Словарь русского языка XI -XVII вв. Т. 1-25. М., 1975-2000 (издание продолжается);

5. Старая Ладога - древняя столица Руси. СПб., 1996; Трубачев О.Н. К истокам Руси (наблюдения лингвиста). М., 1993.;

6. Трубачев О.Н. Этногенез и культура древнейших славян: Лингвистические исследования. М., 1991;

7. Трубачев О.Н. Indoarika в Северном Причерноморье. М., 1999.; Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка. Т. 1-2. М., 1993;

8. Шевцов А.А. Введение в общую культурно-историческую психологию. СПб., 2000;

9. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения. М., 1999; Этнография восточных славян. Очерки традиционной культуры. М., 1997;

10 Этноязыковая и этнокультурная история Восточной Европы. М., 1995.

http://www.russika.ru/termin.asp?ter=2067

Комментариев нет:

Отправить комментарий