понедельник, 14 декабря 2009 г.

Ошеломительный успех и скандал Элен Демиденко

Ей было всего лишь 22 года, когда она написала свой первый роман «Рука, подписавшая бумагу», собравший все самые престижные литературные премии Австралии:

1993 - гран-при, "Australian/Vogel", присуждаемый крупнейшей австралийской газетой "The Australian" авторам не старше 35 лет за неопубликованные романы. Денежная сумма составляет 15 тысяч австралийских долларов. Кроме того победивший роман обычно публикует издательство Allen and Unwin . Тут возникли первые проблемы: прочитав "Руку, подписавшую бумагу", редактор издательства, Линн Сигал, впервые в жизни отказалась от выполнения служебных обязанностей. Но это еще был не скандал.

1995 - Приз "Майлз Франклин" самый крупный и самый престижный австралийский литературный приз с 1957-го года. Это местный Нобель весом в 30 тысяч долларов

1995 - Золотая медаль Ассоциации Изучения Австралийской Литературы. Судьи восхищены "захватывающим исследованием ненависти и насилия начала века и середины двадцатых, которое объясняет как обычные мужчины и женщины сотрудничали с нацистами и совершали невиданные зверства против евреев во время немецкой оккупации Восточной Европы. Величайший успех книги состоит в волнующем воскрешении обыденности зла".

1995 - Роман "Рука, которая подписала бумагу" выдвигают на литературную премию премьера штата Виктория за первую книгу.

1995 - Грант на создание второго романа, "Архитектор".

Книга была опубликована тиражом в 50 тыс, что по российским меркам не так уж много, но в Австралии и читателей в 8 раз меньше.

Этот роман написан якобы от лица дочери украинских эмигрантов, которая нашла случайно фотографии отца и дяди в немецкой военной форме, сделанные во время службы в лагере смерти Треблинка. Отцу на момент описываемых событий 70 лет и его собираются судить как немецкого военного преступника.

От издателя: «Роман Элен Демиденко "Рука, подписавшая бумагу" рассказывает историю Виталия, украинского крестьянского мальчика, который пережил разгром родной деревни и семьи сталинским коммунизмом. Виталий приветствует приход нацистов в 1941-м году и добровольно вступает в эсэсовский батальон смерти, чтобы жестоко отомстить тем, кого считает своими гонителями.»

Это, пожалуй, чуть ли не первый раз, когда я пишу о книге, не прочитав ее (не могу нигде разжиться текстом), но дело тут не в содержании, а в авторе и скандале вокруг.

Во-первых, автора обвиняли в антисемитизме и попытке оправдать военных преступников. Ее позиция такова, что пережив ужасы 33-го года, устроенного лично ее семье большевиками и евреями, нет ничего зазорного в том, что желая отомстить режиму, дядя нанимается работать для СС и мстить евреям. При этом, автор утверждает, что симпатизируя родственникам, она при этом ни в коей мере не испытывает антисемитизм лично.

Австралийская пресса восстала ото сна, и направила свои "прожекторов разящие снопы" ( на темные и вечные вопросы: коммунизм, нацизм, исторический ревизионизм, жидомасоны, еврейское лобби и тому подобное. В статьях публицистов и общественных деятелей прозвучали призывы к жюри, присудившему Элен приз "Майлз Франклин", подать в отставку, предварительно извинившись перед еврейской и украинской общинами Австралии. Жюри отказалось.

Выносить публичное суждение, а тем более присуждать "национальные" премии (избегая калькирования, следовало бы сказать "всенародные" или "общенародные", например "всеавстралийские" премии) в обществе, раздираемом конфликтами, вообще говоря, не является ни тривиальной, ни даже чисто литературной задачей. С кем вы, господа судьи? Представьте себе демократический конкурс современной литературы, где мирно соревнуются за приз в тридцать тысяч долларов мемуары узников Освенцима и эсесовских офицеров, политкаторжан и наркомов внутренних дел. Да еще и подделки под такие мемуары. Не рынок, на котором временами и вправду соседствует и то, и другое, а конкурс. Кому поручать судейство? Кто - непререкаемый авторитет? Аятолла? Патриарх? Президент? Министр юстиции? Генеральный прокурор? Друзья истца и ответчика? Белые и черные? Кстати, современные расовые конфликты в Америке действительно пытаются разрешать суды, куда входят и белые, и черные присяжные.

И во-вторых вдруг выясняется, что Элен никакая не Демиденко, а Дарвилл, и родом она совсем не из Украины, а из Великобритании, и к Украине ни в каком своем родственном колене отношения не имеет. И что все написанное в книге - выдумка! То есть мемуары - поддельные!

Мне лично жутко интересно, что мог написать достаточно молодой и географически далекий от очевидцев и источников информации (в 1993 году Интернета как такового еще не было) автор на эту тему.

Вот вроде как отзывы читавших:

«У меня есть пара любимых моментов, - про то, как в 33-ем году, когда власть русских и жидов в Киеве окрепла, - в киевских парках появились таблички "Собакам и украинцам вход воспрешен!"

И о том, как украинские дети ненавидели в 33-34-м годах своих русских одноклассников, за то, что у тех были на ногах белые гольфы с хорошими резинками,- и не сползали, и сосиски в их завтраках вкусно пахли, а у бедных украинских детей гольфы сползали и сосиски не пахли.

Но самая моя любимая история - это о том, как, в 32-м году украинского кулака вытаскивали из хаты, где-то под Шепетовкой, чтобы отправить в Сибирь, - а он орал "Да здравствует Теодор Рузвельт!"»

Итак, что все-таки побудило Элен Дарвилл написать книгу о противостоянии евреев и украинцев? Интерес к теме нацистов и холокоста проснулся у нее очень, рано, лет в 13-14 она уже читала о делах Эйхмана, и задумывалась над тем, как так получается, что вполне благополучные люди ввязываются в дела, имеющие чудовищные последствия, попадают под влияние идеологии и тд. Как-то раз она увидела человека, стригущего кусты, с ССовской татуировкой подмышкой. Элен в лоб спросила у него в какой «ваффен-сс дивизии вы служили», и оценив ее возраст внешний вид, этот человек сделал вывод, что девушка вряд ли является агентом организации по поимке нацистских преступников, и начал ей рассказывать.

В своей книге она попыталась противопоставить две катастрофы, Холокост и голод в Украине, одну всемирно известную, а вторую нет.

Лично мне причинно-следственная связь между этими трагедиями кажется абсурдной, но я не читала книгу. Может, там все не так.

Но молодая блондинка с распущенными волосами в украинской вышиванке, пишущая о событиях Второй Мировой и срывающая все возможные литературные призы в своей стране взбудоражила меня не то слово :))

Комментариев нет:

Отправить комментарий