пятница, 17 апреля 2009 г.

Ваше мнение..

Попросили меня написать статью в сборник статей по иппотерапии....посоветовавшись с врачами и своим ассистентом решили мы выбрать тему "Работа с родителями в иппотерапии"

Вот что у меня родилось...

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ - ВАЖНЫЙ МОМЕНТ ИППОТЕРАПИИ

Автор: Мухопадова Нина Александровна



Иппотерапия это дозированная лечебная физкультура на лошади. Она имеет определенные противопоказания и ограничения связанные с индивидуальным состоянием здоровья пациента. Методы, которыми я пользуюсь в процессе иппотерапии это большей частью индивидуальная физкультурно-медицинская реабилитация с помощью выполнения определенных упражнений. Моя методика иппотерапии оказывает не только положительное психоэмоциональное влияние, но и вызывает изменения в биохимии, биомеханике и биофизике самого организма. В настоящее время я занимаюсь с детьми различного возраста от 10 месяцев и старше, а также взрослыми пациентами. Я занимаюсь с пациентами, имеющими практически любую патологию. Абсолютными противопоказаниями для моего метода иппотерапии являются болезни крови (лейкозы, лимфомы и т.д.), онкологические процессы в брюшной и тазовой полости, глубокие системные аутоиммунные заболевания (красная волчанка), острые психические состояния с выраженной агрессивностью поведения, шизофрения. Относительными противопоказаниями является гемофилия, эпистатус, острые воспалительные состояния кожи и инфекционные болезни. Все занятия проходят под строгим медицинским контролем, и результаты занятий строго фиксируются в личной карте каждого пациента. Каждое занятие разрабатывается с учетом индивидуальных показателей пациента. При сравнительном анализе полученных данных в результате данного метода я добилась 80% заметного улучшения состояния пациентов уже на 4 занятии (из 10 пациентов у 8 наблюдался заметный прогресс).

В процессе реабилитации, которую я провожу, работе с родителями уделяется пристальное внимание. Успех от сеансов иппотерапии тесно связан с отношением родителей к состоянию своего ребенка и непосредственно к самому процессу иппотерапии как к методу лечения и реабилитации.

Родители больных детей (особенно тяжелобольных и детей инвалидов) находятся в постоянной психотравмирующей ситуации, связанной с глубокими эмоциональными переживаниями и постоянными стрессами. Лишь небольшой процент родителей способен оптимистично относится к состоянию ребенка, не "зацикливаться" на инвалидности или болезни ребенка, адекватно оценивать прогноз заболевания и ставить перед собой достижимые цели. Как правило, родители, столкнувшиеся с тяжелой болезнью своего ребенка, получают серьезное нервное потрясение. Больной ребенок требует постоянного ухода иногда связанного даже с физическим напряжением. Больному ребенку требуется много времени и внимания в связи с его состоянием, что накладывает определенные ограничения в личной и общественной жизни. Ребенок-инвалид требует постоянного ухода, в результате невозможно найти достойную высокооплачиваемую работу, заработки семьи падают, а траты с учетом необходимых медикаментов для лечения возрастают. Из-за состояния ребенка также невозможно оформить его в достойное общественное детское учреждение (детсад или школу). На фоне подобных проблем в семье часто возникают ссоры, неблагоприятная эмоциональная обстановка сказывающаяся на состоянии ребенка. Родители зачастую обвиняют друг друга в случившемся несчастье, пытаются переложить друг на друга обязанности по уходу, ревнуют друг друга к ребенку, а точнее высказывают претензии связанные с повышенным вниманием одного из них к ребенку. В большинстве случаев семьи распадаются и дети, как правило, остаются с матерью. Мать-одиночка оказавшаяся в подобном положении испытывает ещё больший стресс и зачастую впадает в глубокую депрессию, что также негативно сказывается на ребенке. Иногда матери в таком состоянии начинают ненавидеть своих детей, считают, что больной ребенок "сломал ей всю жизнь", иногда они начинают пить, в лучшем случае сбрасывают ребенка на плечи бабушкам или государству. Столь негативное отношение к ситуации есть ничто иное, как следствие невозможности самостоятельно справиться с проблемой и неумение видеть возможности и перспективы для её исправления.

Метод иппотерапии это особая форма реабилитации, включающая в себя не только непосредственно ЛФК, но и психологическую помощь. Психологическое воздействие на ребенка невозможно без воздействия на родителей. Нормализация эмоционального фона ребенка невозможна без нормализации эмоционального фона в семье.

Занимаясь иппотерапией надо четко осознать один момент: родителям ребенка в первую очередь важен результат, так сказать, "материальный или осязательный". Конечно, прекрасно, что ребенок начинает улыбаться чаще, но весомее результат будет оценен, если он сможет хотя бы сидеть, или хотя бы переворачиваться. Потому что это значительно облегчит процесс ухода за ребенком. Одно новое движение, облегчающее уход за ребенком, ценнее пары улыбок и слов для многих родителей. Многие иппотерапевты ориентируются сами и ориентируют родителей только на социально-адаптационную сферу. Иппотерапия рассматривается ими только как метод расширения "пространства жизни" для ребенка-инвалида и метод введения его в социум. При этом лечебную сторону иппотерапии практически отбрасывают в сторону, пользуясь принципом: ".всадник-инвалид не избавится от своего недуга, хотя с вашей помощью его страдания и проблемы могут стать легче.". Ощущая такой эмоциональный настрой иппотерапевта, родители относятся к иппотерапии не достаточно серьезно и не настроены на активное выздоровление как таковое. Они начинают воспринимать иппотерапию только как средство эмоциональной поддержки ребенка. Родители не получают необходимого настроя, веры в выздоровление ребенка. Как следствие ходят нерегулярно, иногда откровенно жалеют лишнее время на занятия, не выполняют необходимые требования.

Очень показателен следующий пример: два ребенка с ДЦП, примерно одинакового возраста (3-4 года) одновременно поступают на курсы иппотерапии. Мальчик на момент поступления находится в более тяжелом состоянии, чем девочка. Родители мальчика настроены весьма решительно и ходят на занятия регулярно, без пропусков, выполняют все предписания, психологически настроены на успех. Родители девочки относятся достаточно скептически с любым методам реабилитации (не только касательно ЛВЕ) и полностью смирились с тем, что их дочь навсегда останется неполноценной. Занятия они часто пропускают, не всегда выполняют предписания, не заинтересованы в достаточной мере в процессе лечения. Начав одновременно, мальчик прошел 4 курса (40 дней) а девочка полтора курса (15 дней) за одно и тоже время. Улучшения были заметны у обоих детей. Мальчик в настоящее время не только догнал по своему состоянию девочку, но и далеко ушел вперед. Девочка из-за постоянных перерывов в лечении продвигается вперед очень медленно, и сейчас она уже заметно отстала в результатах от мальчика, несмотря, что при поступлении была значительно в лучшем физическом состоянии.

Проанализировав данную ситуацию, я пришла к выводу, что необходимо при поступлении ребенка на курс иппотерапии проводить психологическую и методическую работу с родителями на первом занятии.

Первое занятие должно быть на 70% теоретическим и ознакомительным. Это позволяет четко оценить не только физическое и эмоциональное состояние ребенка, но и психологическую картину в семье. На первое занятие родители обязательно должны предоставить медицинскую выписку - это обязательное условие грамотной оценки состояния ребенка. В идеале необходима не только последняя выписка, но и первая выписка из роддома. При невозможности предоставить выписку из роддома необходимо собрать как можно более полную информацию о протекании родов и беременности. По моим наблюдениям процесс протекания родов и беременности играет большую роль формировании отношения матери к ребенку, а также он играет большую роль в причинах заболевания и влияет на тяжесть состояния ребенка. Необходимо собрать полный анамнез не только болезни, но и жизни ребенка.

В большинстве случаев родители напуганы самим процессом иппотерапии. Они боятся возможных травм, ухудшения состояния, боятся самой лошади. Поэтому необходимо четко объяснить родителям сам процесс занятий, дать возможность увидеть занятия с другими детьми. Надо познакомить родителей с лошадью, дать им возможность самим пообщаться с животным (погладить, покормить, возможно, даже самим посидетьна ней). Надо показать родителям систему безопасности и страховки, упирая на максимальную безопасность занятий для ребенка. Очень негативно психологически на родителей действует, когда с первого же момента их заставляют подписать бумагу об отказе от претензий в случае травмы. Это говорит о том, что сам иппотерапевт не уверен в безопасности своих занятий и в своей лошади.

Родителей изначально надо ориентировать только на положительный результат, на максимально возможное выздоровление в данной ситуации. Многие родители излишне жалеют ребенка: стараются, как можно меньше двигать их, опасаясь сделать больно, стараются не выносить гулять, опасаясь простуд, максимально оберегают от любых эмоциональных переживаний. Это отрицательно действует на ребенка. Я сталкивалась с родителями, у которых ребенок в течение пяти лет только лежал на спине, его даже боялись поворачивать на бок. Из-за отсутствия необходимой двигательной нагрузки состояние ребенка непрерывно ухудшалось - появилась деформация позвоночника, атрофия мышц, избыточный вес (до 25 кг в 5 лет). Благодаря иппотерапии ребенок начал получать необходимую физическую нагрузку, и начался прогресс. Родителям необходимо разъяснить отрицательное действие излишней жалости к ребенку. Необходимо разъяснить им, что ребенок имеет большие резервные запасы организма. И чем меньше ребенок, тем больше он имеет возможностей для восстановления, используя эти резервы. Давно доказано что дети наиболее адаптабельны к экстремальным ситуациям, дети зачастую выживают там, где не может выжить взрослый человек. В литературе известны случаи, когда двухмесячный ребенок выжил 4 дня под завалом дома во время землетрясения, а десятилетний мальчик выжил, проведя неделю в снежной лавине. Организм ребенка способен к быстрому восстановлению благодаря своим физиологическим особенностям. Болезнь это тот же экстремальный опыт для тела и при надлежащей помощи можно стимулировать быстрое восстановление функций за счет резервов организма. Но также необходимо разъяснить родителям и вредность излишнего рвения. Вся нагрузка должна быть строго дозирована. Перегрузка организма может вызвать сильные болевые ощущения, вызвать психологический дискомфорт и даже боязнь последующих занятий.

Стоит учитывать тот момент, что многие родители прибегают к иппотерапии как к "последнему средству" после многих безуспешных методов лечения. Такие родители очень часто замкнуты, агрессивны, озлоблены на медицинских работников. Малейший дискомфорт ребенка может вызывать резкую агрессию со стороны родителей. Но ведь без определенного допустимого дискомфорта иппотерапия бессмысленна. Любое восстановление связано с определенными незначительными болевыми ощущениями в различные периоды реабилитации. Такие родители требуют максимального мягкого психологического подхода. И крайне необходимо ориентировать таких родителей на контакт с медициной, хотя бы в качестве периодического контроля за состоянием ребенка, мягко и ненавязчиво объяснять необходимость медицинского наблюдения и применения тех или иных лечебных средств. Иппотерапия как метод медицинской реабилитации должен идти рука об руку с официальной медициной.

Необходимо интенсивно включать родителей в процесс иппотерапии. Кроме непосредственного участия родителей во время самого занятия целесообразно предлагать родителям вести дневник изменений в состоянии ребенка, достижений ребенка. Следует акцентировать их внимание даже на мельчайших изменениях: улучшение аппетита, сна, прекращение слюнотечения, изменение температуры ног и рук, изменение цвета лица и т.д. Это настраивает родителей на оптимистичный лад в отношении ребенка и вызывает у них заинтересованность в процессе реабилитации. Для этого достаточно каждое занятие интересоваться состоянием ребенка по сравнению с предыдущим. Для наглядности можно вести график состояния ребенка или оценочные таблицы, которые регулярно показывать родителям. Конкретные методы ведения таких больных (разработанные мной тестовые таблицы, анкеты для родителей, графики и т.д.) подробно излагаются на моих семинарах.

Очень важно объяснить родителям важность дисциплины в процессе иппотерапии. Иппотерапия требует четких регулярных и цикличных занятий. Родители должны приезжать к строго своему времени, и быть крайне заинтересованы в регулярности посещений и выполнении необходимых упражнений. Необходимо объяснить важность правильной подготовки ребенка к занятиям и четкого выполнения инструкций иппотерапевта во время и после занятий и даже в промежутке между занятиями. Родители должны понимать, что они должны информировать иппотерапевта о любых изменениях в жизни ребенка (профилактические прививки, стрессовые ситуации, прорезывание зубов, применения новых лекарственных препаратов или физиопроцедур и т.д.).

Иппотерапевт в свою очередь должен понимать, что каждое занятие он должен собирать максимально полную информацию о происходящем в жизни ребенка, об изменениях в состоянии в промежуток между занятиями. И если об этом не говорят родители, об этом должен спрашивать иппотерапевт. Иппотерапевт обязан не просто "откатывать" ребенка положенное время и общаться только с ребенком - он обязан максимально тесно сотрудничать с родителями больного ребенка для полноценного процесса реабилитации.

В течение нескольких лет я проводила семинары и частные консультации по иппотерапии в Москве и Белоруссии. Летом 2009г. я также планирую проведение семинаров как в Белоруссии на базе БООВЕИ, так и в Воронеже.

Семинары проводятся как по подготовке лошади для работы в системе иппотерапии, так и по самой иппотерапии непосредственно. В настоящее время я разработала систему обучения в виде семинаров по определенному плану.

1.Иппотерапия и ПЭП

  1. Иппотерапия для спинальных больных и неврологических больных

  2. Травматология и ортопедия - выбор тактики для иппотерапевтов

  3. Реабилитация ревматологических больных с помощью иппотерапии.

  4. Иппотерапия для кардиологических больных, больных с сосудистыми нарушениями. Иппотерапия для пульмонологических больных.

  5. Гастроэнтерология, эндокринология, нефрология в иппотерапии

  6. Онкология и иппотерапия.

  7. Иппотерапия для больных с нарушениями функции органов чувств.

  8. Иппотерапия и гинекология, иппотерапия для беременных.

  9. Иппотерапия как метод реабилитации в спортивной медицине

  10. Иппотерапия в психиатрии.

Семинары включают в себя не только теоретическую базу, но и практические навыки индивидуальной работы с пациентами, а также обучение сбору данных и анализу полученных результатов. Оставить заявку на семинары или получить консультацию можно по указанным ниже контактной информации.

Мухопадова Н.А.

Адрес: 394005. Воронеж. Ул. Мордасовой. д.9. кв. 102.

Моб. телефон для контакта 89038538199

e-mail crevan@mail.ru

И забраковали сие обосновав тем, что необходимо смягчить мысли в отношении родителей ибо не хотим их обидеть....

Но тогда теряется весь смысл и цель статьи - ведь проблема таким образом и существует и родителям иногда приходится довольно строго объяснять их ошибки в отношении ребенка (не обвинять, не оскорблять) - жестко ставить перед фактом, иногда буквально встряхивать чтобы вывести из "прибитого" состояния...Я не усмотрела в своих словах не излишней жестокости, не прямых оскорблений. Да поставила перед фактом и указала пальцем на неприглядные стороны проблемы... но ведь если эти стороны скрываь из-за жалости проблема не решается а усугубляется...

Ваше мнение? Содержаться ли в статье оскорбительные или обидные - унижающие слова для родителей детей? И есть ли смысл заливать это сахарным сиропом жалости потеряв саму цель лечения и тот смысл который необходимо донести не только родителям но и иппотерапевтам?

Комментариев нет:

Отправить комментарий