четверг, 1 октября 2009 г.

Watergate. События



Главным для Никсона было, чтобы Америка снова стала великой страной. Он обладал дьявольской целе­устремленностью, огромной энергией и чувством абсолютной правоты. Но кругом были сплошные препятствия. Ненавидевшие его левые выходили на массовые демонстрации и требовали прекратить войну; конгресс противился его решениям; внутри администрации маячила измена: важные документы утекали в руки репортеров.

1.

Уотергейтский скандал вспыхнул в июне 1972 года, за полгода когда до президентских выборов. Пятеро в костюмах с галстуками и в резиновых перчатках, ночью взломали дверь в предвыборный штаб Демократической партии, расположенный в офисном комплексе Уотергейт в Вашингтоне, и пытались установить там подслушивающую аппаратуру. Все пятеро были пойманы с поличным и доставлены в участок.

2.

Почти сразу возникло подозрение, что взлом был частью секретной операции по борьбе с противниками Никсона. Репортёры «Вашингтон поста» Роберт Вудворд и Карл Бернстайн, в первые же дни после взлома обнаружили, что взломщики, связаны с людьми из администрации Белого дома.

3.

Этим делом сразу же занялось ФБР; там знали, что следы преступников тянутся в Белый дом.

Но в ФБР поступило распоряжение, чтобы все запросы, связанные с расследованиями ФБР в Белом доме, согласовывались с администрацией. ФБР пошло навстречу.

4.

За месяц до президентских выборов Вудворд с Бернстайном решают, что набрали достаточно доказательств. «Вашингтон поста» заявляет: Уотергейт - не отдельное событие, это часть масштабной кампании политического сыска и саботажа, осуществляемого Белым домом и Комитетом по переизбранию президента Никсона.

Но скандал остается без последствий, Никсон неуязвим. Он выигрывает выборы 72-го года, побеждая в 49 штатах из 50.

5.

Тем временем взломщиков судят. Они признаны виновными и не пытаются отрицать свою вину. Процесс короткий - чуть больше двух недель. И ни намека на то, что в деле замешан кто-то «сверху».

6.

Весной 1973 года в Уотергейтском скандале наступает перелом.

- Один из взломщиков заявляет, что помощники Никсона оказывали на него давление, чтобы он не болтал лишнего на процессе.

- Исполняющий обязанностями директора ФБР признается, что его отношения с Белым домом шли вразрез с законом и профессиональным долгом.

- Сенат начинает собственное расследование.

- Никсон «сбрасывает балласт»: отправляет в отставку главу своего аппарата и главного советника по внутренней политике, уходит в отставку и генеральный прокурор.

- Об Уотергейте пишут все главные газеты страны. Заседания сенатского комитета, расследующего Уотергейт, транслируют крупнейшие телеканалы, 85 процентов американцев не отрываются от экрана.

- Популярность Никсона стремительно падает.

7.

Выясняется, что существуют тайные ­аудиозаписи разговоров, которые велись в Белом доме. Именно там нужно искать окончательные, неопровержимые улики.

- Независимый прокурор делает запрос: пленки должны быть предъявлены Большому жюри присяжных.

- Никсон не отдает пленки и требует, чтобы спецпрокурор был уволен. Но его вправе его сместить только Генпрокурор.

- Генпрокурор не даёт отставку спецпрокурору, и - лишается поста. Та же история повторяется с его заместителем. Эти события получают название «Ночное субботнее побоище» - Никсон обезглавливает департамент юстиции и в конце концов избавляется от спецпрокурора.

8.

- На пресс-конференции президент говорит: «Я никогда не пытался чинить препятствия правосудию. <.> Люди должны знать, мошенник их президент или нет. Я не мошенник!»

- Верховный суд принимает решение, обязывающее Никсона отдать пленки.

- В начале 1974 года высокопоставленным сотрудникам Белого дома одному за другим предъявляют обвинения, и они признаются в совершенных преступлениях.

Никсон был государственным деятелем большого масштаба. Он был умен, проницателен, умел вырваться из сиюминутных обстоятельств, увидеть широкую перспективу и совершить смелый, неожиданный поворот.

Убежденность Никсона в своей правоте с какого-то момента стала смахивать на манию величия, а его страх и ненависть к противникам превратились в паранойю.

Спустя несколько лет, выступая свидетелем на суде - по другому делу, - отстукивая пальцем по деревянной скамье, он твердо заявил: «Решение президента означает, что незаконное действие стало законным».



По статье Марии Липмaн из будущей книги про кризисы. Спёрто нагло и переделано столь же нагло, не могла удержаться.

Комментариев нет:

Отправить комментарий